#Ученичество

| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 58 Сами подумайте: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть. А зернышки клевать он не может: нос у него слишком тонок [«В новой школе», 1929, с. 340–341]. Составитель хрестоматии меняет лицо повествования (с первого на третье), переадресует обращение («сами подумайте») с персонажа (Дубоноса) на читателя- ребенка, очевидно делая это для усиления дидактического эффекта. К особенностям нарративного строения ранних произведений Бианки стоит отнести и дискретность при описании тех или иных явлений природы, и фрагментацию животного (и, соответственно, фрагментацию «картинки»). Читатель должен составить своё мнение о существе по одной части его тела. Так, в рассказе «Чей нос лучше» автор сопоставляет и объединяет птиц по их клювам, в книжке «Чьи это ноги» – по ногам, «Кто чем поет» – по звукам, издаваемым животными. Такой подход к созданию образа мира – часть авангардного его видения в 1920-е гг., когда мир распадается на части и заново собрать его должен сам наблюдатель. Однако при попадании в хрестоматию это новое мировоззрение уступает место линейной дескриптивности. При переработке произведений Бианки для включения в хрестоматии заметно сокращение фрагментов, связанных с описанием эмоциональных состояний птиц, то есть характеристиках, основанных на антропоморфизме. Так, из перепечатанного в хрестоматии рассказа «Ночная тревога» удалены описания тоски домашних гусей и уток по свободному полету [Флеров, 1929, с. 70]. К концу 1920-х и началу 1930-х тенденция нормализовать ответы на экзистенциальные вызовы проявляется все отчетливее. Сравним версии заметки «Сосунки в снегу» в издании «Лесной газеты» [Бианки, 1929, с. 13–14] и в книге для чтения для второго класса, составленной Е. Я. Фортунатовой [Фортунатова, 1933, с. 72]: Бианки, 1929 г. Фортунатова, 1933 г. У зайчихи родились маленькие зайчата. Их два. Они похожи на клубочки мягкой шерстки с ножками. Родились они прямо на снегу, на насте. Поэтому их зовут настовиками. Глаза у зайчат с самого начала были открыты. Через несколько часов после их появления на свет зайчиха-мать проголодалась, оставила их в снегу и побежала кормиться в лес. Когда она вернулась, на старом месте ни одного зайчонка не было. Они уже научились бегать. Им наскучило ждать, и они удрали. Перепуганная мать принялась громко хлопать длинными ушами. Один из зайчат оказался поблизости. Он услышал этот звук и прибежал к матери. Другой заблудился или замерз, а может быть, его сцапала лисица. У зайчихи родились маленькие зайчата. Шестеро. Они похожи на клубочки мягкой шерсти с ножками. Родились они прямо на снегу. Глаза у зайчат с самого начала открыты. Через несколько часов после их появления на свет зайчиха-мать проголодалась. Она оставила их в снегу и побежала покормиться в лес. Когда она вернулась на старое место, ни одного зайчика не было. Перепуганная мать принялась хлопать длинными ушами. Так зайчихи зовут своих детенышей. На ее зов вернулись только трое из шестерых. Остальные заблудились и замерзли. А может быть, их сцапала лисица. Оставляя в стороне комментарии по поводу введения Бианки зоологической терминологии (наст → настовики), обратим внимание только на увеличение количества детенышей: с двух до шести, и соответственно одного и трех выживших. Чем вызвано увеличение поголовья зайцев, остается только гадать, можно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=