#Ученичество

| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 57 Взглянул Ваня на другой рисунок и говорит отцу: – Посмотри, а у этой птицы еще смешнее ноги. Какие они неуклюжие, широкие! Смотри, какие перепонки между пальцами! – Да ведь это же наш гусь. Гусь тоже водная птица, – сказал отец. – По земле с такими ногами ходить трудно, но в воде с ними очень удобно: повернешь боком, – они воду, как ножом, режут; растопыришь пальцы, – и весло готово. – А вот посмотри, какие я тебе покажу сейчас ноги. – И отец показал Ване ноги с четырьмя крючковатыми пальцами и длинными острыми когтями [Соколов, Соколова, 1926, с. 129–130]. Редакторы рассматриваемой книги кардинально меняют оптику рассказа: птицы представляются через призму человеческого взгляда. Кроме того, в целях упрощения естественнонаучного содержания чомга-нырец сменяется гусем. Таким образом обработанный текст с одной стороны демонстрирует отказ от антропоморфизма в изображении животных, а с другой – очевидно отсылает к просветительской традиции предъявления ребенку научного знания и напоминает уже анахронистические к началу ХХ века приемы катехизисного типа изложения естественнонаучного знания. Важно подчеркнуть, что об анахроничности мы говорим применительно к беллетристическому типу письма, в то время как в научно- популярной детской литературе (различных энциклопедических изданиях и т. п.) вопросно-ответная форма сохраняет свои позиции и в 1920-е гг., и позднее. Группировка представителей животного мира по тем или иным анатомическим признакам позволяет Бианки эффективно охарактеризовать большое количество животных в одном рассказе, практически воплощая линнеевскую таксономию в беллетризованной форме. Для многих коротких произведений Бианки характерна многонаселенность персонажами: количество их колеблется в районе 8–15 (в рассказе «Чьи это ноги» можно насчитать девять представителей одной среды обитания, а в рассказе «Кто чем поет» – восемь). В рассказе «Чей нос лучше» Бианки упоминает десять видов птиц, а в хрестоматии исходная задача познакомить с анатомией птиц сворачивается до характеристики одной птиц. Мухолов-Тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам. Как только полетит мимо муха или бабочка, он сейчас же погонится за ней, поймает и проглотит. Потом опять сидит на ветке и опять ждет, высматривает. – Очень уж ему утомительно пропитание себе добывать [Соколов, Соколова, 1926, с. 231]. Книга для чтения не разворачивает перед юным читателем панораму видового разнообразия, ее задача иная – предложить для чтения текст, исходя из особенностей рецепции начинающего читателя, не перегружать его обилием информации. Такой подход влечет за собой коренную трансформацию исходного авторского текста: просветительские цели Бианки вступают в противоречие с задачами обучения чтению, для решения которых текст должен стремиться к линейной нарративной прозрачности (в том числе и за счет малого количества персонажей). Чуть более развернутый вариант дается спустя три года в хрестоматии 1929 г. Мухолов-Тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам. Как только полетит мимо муха или бабочка, он сейчас же погонится за ней, поймает и проглотит. Потом опять сидит на ветке и опять ждет, высматривает. Очень уж ему утомительно, пропитание себе добывать. Целый день трудится, трудится, ни отдыха, ни покоя не знает, а все впроголодь живет.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=