#Ученичество

| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 55 specific details, and the absence of references to specific prototypes and their witnesses. Based on this notion of the educational text, authors of reading books reduce descriptive details in Bianki's texts, sparse the number of characters, generalise events and eventually transform narrative features (annihilation of the narrator and montage principles of composition) and eliminate the author's ideological intentions. The results are as follows: editing the works of Vitaly Bianki led to critical distortions of their natural science and ethical content, as well as partial or complete destruction of their experimental specificity. Keywords: VitalyBianki, elementary school books, reading books, anthologization, animal fiction, the “Lesnaya Gazeta”. © Климас З. В., Маслинская С. Г., 2022 © Klimas Z. V., Maslinskaya S. G., 2022 Виталий Бианки дебютировал в 1923 г. в журнале «Воробей» с рассказом «Путешествие красноголового воробья». В последующие годы выпуск журнальных версий его произведений и их книжных изданий шел по нарастающей. Начиная с первой книжки в 1924 г. произведения В. Бианки публиковались каждый год до 1940 г 4 . Их количество выросло в четыре раза – с 7 изданий в 1924-м до 28 – к 1930 г. Тиражи были весьма высоки по тем временам: суммарный тираж книг в 1924 г. составил 43500 экземпляров, а в 1930 г. – 825000. Столь высокая популярность писателя определялась не столько новой темой (натуралистическая проза к 1920-м гг. уже уверенно была представлена на книжном рынке для детей), сколько новыми нарративными приемами в его творчестве. Новаторство Бианки распространялось и на композицию, и на жанровые эксперименты, и на приемы повествования [Маслинская, 2020]. Монтаж как основной прием создания произведения, эксперименты с нелитературными жанрами письма (газетой, фельетоном и пр.), введение в повествование фигуры наблюдателя – эти и другие свойства прозы Бианки определили его быстро растущую популярность как у детей, так и у взрослых экспертов. Неудивительно, что при составлении хрестоматий для чтения произведения В. Бианки также оказались востребованы. Тексты писателя появляются в советских учебных книгах практически сразу после первой публикации: «Путешествие красноголового воробья» уже на следующий год помещается в хрестоматию И. Сверчкова [Сверчков, 1924, с. 122–128], вышедшую в Государственном издательстве в Ленинграде. В том же году в Новониколаевске в книге для чтения публикуется рассказ «Сколько у кого детей» (без указания авторства) [Венгров, Осмоловский, 1924, с. 151]. В 1925 г. можно обнаружить переработанные тексты «Кто чем поет» и «Чей нос лучше» под одноименными заголовками [«Зеленый шум», 1925], «Чьи это ноги» [Соколов, Соколова, 1925] (републикация в: [Соколов, 1929]), последний рассказ появляется и на страницах советского учебника и в 1927 г. в содержании рабочей книги «В родном краю» [Васильев, 1927]. В пособие «Прочитай и расскажи» включены четыре рассказа В. Бианки в исходном авторском виде: «Кукушонок», «Первая охота», «Чьи это ноги» и «Кто чем поет» [Канарская, Фарафонтова, 1927]. Учебник «В новой школе» за 1929 г., помимо текстов из «Лесной газеты», содержит в сокращенном виде и рассказ «Чей нос лучше». Особой популярностью у составителей хрестоматий пользовались тексты из «Лесной газеты», которая выходила в журнале «Воробей» («Новый Робинзон») в 1924–1925 гг. Переработанные варианты текстов Бианки в книгах для чтения 4 Все количественные данные приведены на основании библиографического указателя И. И. Старцева [Старцев, 1933], [Старцев, 1941].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=