#Ученичество
| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 54 #Ученичество. 2022. Вып. 1. С. 54 ‒ 62. #Apprenticeship. 2022. Issue 1. P. 54 ‒ 62. Научная статья УДК 82-93(470) В. БИАНКИ В КНИГАХ ДЛЯ ЧТЕНИЯ 1920–30-х гг. (о хрестоматизации творчества писателя) Аннотация. Популярность творчества В. Бианки в 1920–1930-е годы определила интерес к нему составителей хрестоматий для обучения чтению. Одни авторы включали произведения натуралиста без изменений, другие составители значительно перерабатывали тексты. На примере его произведений, включенных в книги для чтения 1920 – начала 1930-х гг., целесообразно изучать приемы обработки беллетристического текста при помещении его в хрестоматию. Инерция хрестоматизации произведений, предназначенных для обучения чтению, проявляется в редуцировании тех элементов, которые контрастируют со сложившимся представлением об образцовом хрестоматийном тексте. Основными признаками такого текста являются линейное повествование с одним–двумя персонажами, лишенное конкретных деталей описание места и времени действия, отсутствие указаний на конкретные прототипы событий и их очевидцев. Опираясь на это представление об учебном тексте, авторы книг для чтения сокращают в текстах Бианки описательные детали, разреживают количество персонажей, генерализируют события и в конечном итоге трансформируют нарративную специфику (аннигиляция нарратора и монтажных принципов композиции), устраняют авторские идейные интенции. Таким образом, переработка произведений В. Бианки приводила к критичным искажениям их естественнонаучного и этического содержания, а также частичному или полному разрушению их экспериментальной специфики. Ключевые слова: Виталий Бианки, книга для чтения, хрестоматизация, зообеллетристика, «Лесная газета». Scientific Article UDC 82-93(470) VITALY BIANKI IN THE SCHOOL ANTHOLOGIES IN THE 1920S-1930S (ON THE REVISIONS UPON INCLUSION IN THE ANTHOLOGIES) Abstract. The popularity of Vitaly Bianki's work in the 1920s and 1930s determined the interest of writers in reading anthologies for the elementary school books. Some authors included the naturalist's works unchanged, while others revised the texts considerably. The aim of the study is to examine the methods of editing the fiction text when placing it in the anthology on the example of the works of V. Bianki included in the reading books of the 1920s and early 1930s. The novelty lies in the fact that the inertia of the anthologization of works aimed at teaching reading appears in the reduction of those elements that contrast with the prevailing idea of an exemplary text. The main features of such a text are a linear narrative with one or two characters, a description of the place and time of action that lacks З. В. Климас 1 С. Г. Маслинская 2 1 НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт- Петербург) 2 Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Z. V. Klimas 1 S. G. Maslinskaya 2 1 Russian Academy of Sciences (IRLI) (St. Petersburg, Russia) 2 Institute of Russian Literature (Pushkinskij Dom)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=