#Ученичество
| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 35 причинам отец и мать не властолюбивы, и сильные чувства не расцвечивают семейные отношения, то ничего кроме финансирования и контроля родители могут не делать. С этой точки зрения перед нами интересное зерно будущего. Читая страницу за страницей дневник Петра Самойлова, трудно отделаться от ощущения, что перед нами – наш современник, который вполне мог появиться на свет в 1993 году. Это молодой человек, который мог себе позволить начать зарабатывать только в 21 год (что нехарактерно для большинства россиян в начале XX века; напомню, что на рубеже XIX–XX вв. крестьянские дети начинали работать с 6–7 лет, на фабрику можно было поступить с 15 лет, но многочисленны свидетельства того, что поступали и в более раннем возрасте). Он посвящает много времени тому, что мы сейчас назвали бы саморазвитием – именно так обозначим его религиозные искания. В конце концов его хобби превращается в заработок и способ социального роста (во время войны он увлекается мотоспортом, и в 1918 году его приглашают работать в автоотдел штаба Красной Армии; Петр Самойлов – снова ценный кадр). Чем не современная нам мечта? Он свободен от многих обязанностей, живет в мире фантазий; питает отвращение к военной службе, не брезгует использовать финансовые возможности отца, чтобы откупиться от службы в армии; он не собирается связывать себя браком и не знает, как отделаться от надоевшей девицы, которой дал неосторожное обещание. В итоге в 25 лет он ставит перед собой вполне понятные для начала XXI века цели: уехать в «чудную, заманчивую, долгожданную» Америку и там воплотить в жизнь свои мечты, которые также созвучны мечтам многих наших современников: «Что нам нужно – лишь красивую, полную похождений жизнь. И устройство такой жизни зависит только от нас самих. Человек – сам кузнец своего счастья» [5, л. 177 об.]. Кроме того, мы можем констатировать, что образ современного подростка порожден социальными структурами, пережившими социализм. Урбанизация и индустриализация оказались сильнее идей о передовом социальном строе. С другой стороны, в каком-то смысле большевистская модернизация оказалась распространением буржуазных структур на все население России, а сами глобальные трагедии XX века – поверхностными флуктуациями, неспособными переломить распространение буржуазного образа жизни в модернизирующейся по западному образцу стране. Источники 1. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1102. Оп. 1. Д. 545. 2. РГИА. Ф. 1102.Оп. 1. Д. 546. 3. РГИА. Ф. 1102.Оп. 1. Д. 547. 4. РГИА. Ф. 1102.Оп. 1. Д. 548. 5. РГИА. Ф. 1102. Оп. 1. Д. 549. 6. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 388. Оп. 1. Д. 917. 7. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 76. Д. 159. Литература 8. Вишневский А. Г. Серп и рубль: консервативная модернизация в СССР. М.: ОГИ, 1998. 432 с. 9. Гессен В. Ю. История законодательства о труде рабочей молодежи в России. Л.: изд-во Ленингр. губпрофсовета, 1927. 134 с. 10. Золотухина М. В. Деньги в мире детей США: маршруты по дороге к счастью // Топография счастья: этнографические карты модерна: сб. ст.. М.: Новое лит. обозрение, 2013. С. 69–129.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=