#Ученичество

| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 34 перспективным членом баптистской общины – даже после ссоры с В. Фетлером. Но это же создает особую сложность в положении подростка рубежа веков: все ссоры Петра со взрослыми происходят из-за категорического несовпадения внешнего статуса и внутренней самоидентификации. Как младший в иерархической системе возрастов, Петр должен знать свое место, но его понимание самого себя как специалиста и носителя образования далеко выходит за рамки навязанной иерархии. Несовпадение границ порождает конфликты, которые мы обычно трактуем как итог психологических особенностей взросления. При этом, будучи автономен от семьи, предопределенной карьеры и обязательного брака, будучи не связан какой-либо традицией и заранее заданной траекторией биографии, Петя отчаянно ищет сообщество, в котором он мог бы найти близких людей, самореализоваться. Модернизирующаяся семья не могла дать подростку чувства общности, и он искал его то у яхтсменов, то у баптистов. Таким образом, то, что мы сейчас описываем с точки зрения психологии, имеет историческое обоснование и исторический контекст формирования. Возможно, что переход объяснительных схем из области социологии и истории в область психологии знаменует собой нормализацию отношений, возникших в результате исторического развития. Сложные социальные процессы, происходившие в России второй половины XIX – начала ХХ в., неоднократно описаны в общих чертах как на макро-, так и на микроуровне. Так, в своих обобщающих работах А. Г. Вишневский и Б. Н. Миронова утверждают, что модернизация и урбанизация приводят к формированию новой семьи и – в ее рамках – к выработке новой, так называемой автономной личности [8; 14]. Дневник Петра Самойлова демонстрирует этот процесс на конкретном примере, проясняя абстрактные категории. Во-первых, обратим внимание на проблему внутрисемейных отношений в том виде, в каком она существует в семье Самойловых. Налицо одновременно и конфликт отцов и детей, и демократизация семейных отношений. Причем это не носит идейной окраски – ни Петя, ни, судя по всему, его родственники, не увлечены передовыми идеями эпохи. Судьба семьи Самойловых лучше всего доказывает, что в основе противоречий между поколениями в рамках одной семьи, как, впрочем, и в основе более свободных взаимоотношений внутри семьи, лежит не прогрессивная идея и не передовая гуманитарная педагогика. Поколения разводит повседневность: отделение труда от дома (в нашем случае расстояние имеет физическую протяженность железнодорожных путей), различные практики жизни у купца и у реалиста. Поколения разделяет жизненный опыт, но и тут есть нюанс: мы часто обращаем внимание на борьбу детей с зависимостью от отцов, но куда важнее бывает независимость отцов от детей: подчеркнем, что, наверное, право Пети выбирать свое будущее связано не только с расширившимся спектром возможностей, но и с тем, что он младший в семье и у отца уже есть наследники. Хотя мы вправе предположить, что дело еще и в том, что сам отец Пети – это человек, выбившийся из крестьянского сословия, и, возможно, его собственный жизненный опыт позволял ему не настаивать на том, чтобы Петя шел по его пути. Отсюда – из меняющейся повседневности – конфликты вокруг оценок, взаимное отчуждение и взаимонепонимание, отсутствие насилия и даже некоторое безразличие друг к другу. Продолжая наши наблюдения, мы видим, что по большому счету конфликт между отцами и детьми и конфликт между поколениями – не одно и то же. Петя – мещанин и буржуа – отчаянно хочет быть принятым в сообщество яхтсменов, обращается за советом к взрослым попутчикам, ему льстит внимание учителей. Тут нет никакого конфликта между прогрессивным и отсталым. Конфликты с отцом вызваны также не противоречием отжившего и нарождающегося. Семья превращается в контролера и донатора, ее функции не требуют вовлеченности ребенка в жизнь родителей, и если по каким-либо

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=