#Ученичество

| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 33 записал, что Фетлер очень холодно с ним простился, а впоследствии объявил на собрании: «Один молодой человек, большой крикун, у меня просил сказать Слово, и когда я ему позволил, то узнал, что он совершенно провалился. Тогда я сказал: я так и знал» [4, л. 17 об. ‒ 18]. Подробности этой истории нам неизвестны – знал ли Петя заранее, что его попросят произнести проповедь или нет, согласовывал ли с ним кто- то тему проповеди или нет, была ли это действительно показательная порка, или в общине действительно хотели проверить присутствие в нем Духа Божия, (не будем забывать, что речь идет о сообществе верующих), – всего этого мы не знаем. Но всё выглядит именно как стремление поставить зарвавшегося подростка на место. Позже Петя запишет, что его постоянно упрекают в гордыне: ему советуют не слишком гордиться, не мечтать о семинарии, а то он возгордится; и в буквальном, и в переносном смысле знать свое место: «Вы могли бы занять заднюю скамейку. Нужно больше смирения». Но уязвленная Петина гордыня не смиряется, а только возрастает после этой истории: «Читаю Таррея ‟ Как приводить души к Христу! ˮ –нужно, а то подходишь, а что говорить, не знаешь. Нужно много молиться о силе и благословении. Теперь работников уже порядочно, так что не терпят посредственности, да и я сам хочу быть маленьким – большим» [4, л. 22]. Заканчивается все разрывом отношений, по сути таким же, как в яхтклубе (правда, в конфликт будет замешан Петин друг Костя с мелодраматичной историей любви, но эти подробности оставим в стороне). Друзей будут все чаще и чаще упрекать в том, что они пытаются стать «выше старших братьев», в итоге Самойлов ссорится с Фетлером в марте 1911 года. Поводом для конфликта стала попытка Пети поучаствовать в занятиях молодежной организации, в которую его не пускали, подозревая в стремлении захватить в ней лидерство: «Will выходил из канцелярии, я к нему и стал на дороге: “Will, у Вас студенческие собрания вовсе масонские или не вовсе масонские?”. На лице его изобразилось удивление; он хотел пройти мимо, но я не пустил: “Вы совсем тайно собираетесь или при свете? Меня Вы пустите завтра туда?”. – “Что Вы говорите со мной, как с мальчишкой! Ведь я, кажется, не маленький!”. Он отстранил меня и прошел к двери. “Так пустите или нет меня завтра?” – кинул я ему вслед. – “Не пущу!” – “Вот и ладно”. На этом наш разговор и кончился» [4, л. 133 об.]. Притом, как и в случае с яхтклубом, Петя был слишком ценным кадром, чтобы община пожертвовала им окончательно – уже после ссоры с Фетлером Петр будет заниматься хором одного из собраний, потом, заручившись поддержкой влиятельных в общине лиц, поступит в миссионерскую школу в Германии. Его окончательный разрыв с баптизмом наступит только в 1914 году по причинам, не совсем понятным из дневника. Прежде чем интерпретировать мелкие факты из жизни никому неизвестного подростка, следует напомнить читателю, что Петя по многим своим социальным характеристикам принадлежит к меньшинствам модернизирующейся России. На рубеже XIX–XX вв. купцов всех гильдий насчитывалось в Европейской России около 2 % населения [14, с. 116], среднее образование имели к 1917 году около 3,5 % населения России среди лиц в возрасте 20 лет и старше [13, с. 720]. Согласно расчетам А. И. Клибанова, в 1912 году количество баптистов в России не превышало 115 тыс. человек, то есть составляло около 0,06 % [11, с. 225]. Таким образом, с точки зрения социального положения, а также образования и религиозных исканий Петр Самойлов принадлежал к очень небольшим общностям в православной крестьянской малообразованной стране. Многие обстоятельства из жизни Петра Самойлова объясняются его принадлежностью к социальному и образовательному меньшинству. Зажиточность семьи позволяет не работать, превратиться в грамотного юнгу и быть востребованным яхтсменом – даже после изгнания из клуба. Образованность делает его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=