#Ученичество

| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 28 источником мелких угроз и болезненных взаимоотношений. Петя часто начинает характеризовать родителей в неопределенных множественных грамматических формах: «Меня допрашивали, как я познакомился с газетчиком» [2, л. 81 об.], «прочли мне нотацию о поведении в школе и дома», «около 6 прогнали в церковь» [3, л. 32, 34]. Еще одним показателем отчуждения от семьи является упоминание на страницах дневника разговоров и впечатливших мальчика социальных контактов. Практически не упоминаются разговоры с родителями: первый разговор с отцом, который мальчик описал, относится к 14 августа 1909 года – то есть к концу третьего года ведения дневника. Гораздо больше интересного с Петей происходило вне семьи. Петя жил в Стрельне, а учился в Петербурге и практически каждый день ездил на поезде туда и обратно. Важные для него встречи и разговоры, будоражащие события часто происходили на этом маршруте. В вагоне ругаются и поют песни бабы, буйствуют новобранцы, плачет какой-то мужик [2, л. 73, 76, 77]. «Приехал на 3 часа в вагоне, говорил обо всем с бабой» [2, л. 74], таких разговоров «обо всем» Петя с отцом и матерью не ведет. Самыми долгими разговорами оказываются беседы с попутчиками, тем более, что они могут ездить в одно и то же время каждый день. С попутчиками можно говорить о разных чудесных вещах, о которых с родными не поговоришь: о пожарах, о том, как начать говорить по-немецки, о грядущей войне, о том, как печатают газету [2, л. 71 об., 72, 74, 79 об.]. Часто в дневнике упоминаются разговоры, которые велись с одноклассниками и приятелями. Петя обсуждает с ними будущее парусного флота, шторм в Индийском океане и книгу «Корабль ‟ Ретвизан ˮ »; разговаривает «о различных скоростях, порождаемых различными двигателями», «о плавании на яхтах-одиночках», о гонках, о борьбе и о «борце в масках». Он может побеседовать с учителем рисования о золоте в Сибири и государственном перевороте в Турции [3, л. 6, 17, 18 об., 27 об., 37 об., 42]. Содержание этих разговоров нам неизвестно, но темы могут быть и вполне экзистенциальны: «В большую перемену говорили с Симой про смерть» [2, л. 82]. Ни о чем подобном он с родителями не разговаривает. И это при том, что, судя по всему, Петя всегда фиксировал важные для него разговоры. Итак, взрослые и дети расходятся по разным секторам повседневности – именно это продуцирует непонимание и конфликты. То, что нами осознается как конфликт поколений, является ситуацией взаимонепонимания и/или взаимного игнорирования, и эта структура просто зашита, как сейчас любят говорить, в ситуацию семейной жизни. Повседневность мальчика не совпадает с повседневностью его родителей – это, собственно, и есть подростковая отчужденность. В связи с этим важно упомянуть и еще одну черту Петиной жизни – его размышления о будущем. Петин отец – торговец тканями и готовым платьем; домовладелец и коммерсант [16; см. также 7]. Но Петя никогда не думал о том, чтобы пойти по стопам отца. Его мечты о будущем совершенно иные – до увлечения морем он мечтал о гуманитарном образовании: «Я думаю так: меня в коммерческий класс переведут; я кончу училище, мне дадут свидетельство об окончании 6 классов реального училища, а оттуда я пойду в университет на историко-филологический факультет и буду изучать древнерусскую словесность» [2, л. 5]. Когда же увлечение яхтами и морем становится в жизни мальчика определяющим, он начинает мечтать о карьере моряка. Потом, когда он увлечется баптизмом, его будут привлекать образы пастыря и проповедника, спасителя толп и мученика за веру. При этом никаких сомнений в том, что и такое будущее возможно, у Пети не будет, и он даже поступит в школу проповедников в Германии. Будущее этого подростка может быть охарактеризовано так – оно открытое и личное. Он может стать кем угодно – отчасти, быть может, потому, что он младший из братьев, и у отца есть другие наследники, тем более что один из старших уже пошел по коммерческой части. Родители Пети не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=