#Ученичество
| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 27 ни звучало, представитель первого пореформенного, «непоротого» поколения. Перед нами семья, в течение одного поколения разорвавшая все связи с деревней, со своими крестьянскими корнями, а значит и с предыдущими поколениями: в дневнике Пети никогда не упоминаются ни бабушки, ни дедушки по отцовской или материнской линии. Что произошло – неизвестно, но перед нами жизнь, возникшая ниоткуда и начатая с нуля. В семействе Самойловых никто не вспоминает о предках. Кстати говоря, и собственный статус – сословный и социальный – Петра не интересует вообще. Его не занимает происхождение семьи – во всяком случае, если такие разговоры и велись за семейным столом, они были для Пети не важны, и записывать их он не стал. Семья Самойловых интересна тем, что сочетает в себе черты патриархальности и модерна. К патриархальным чертам можно отнести прежде всего относительную многодетность и проживание женившихся сыновей под одной крышей с родителями. В семье было 6 детей – пятеро братьев и одна старшая сестра. При этом согласно дневнику Пети только сестра Ольга, вышедшая замуж, жила отдельно от родителей (возможно, потому, что в качестве приданого ей достался доходный дом в Петербурге). Братья так или иначе связаны с домом в Стрельне, к 1911 году все, кроме Пети, были женаты [6, л. 6], и при этом Владимир, Федор и Алексей упоминаются как проживающие в доме. По поводу одного из братьев есть прямое указание, что он с женой проживал в доме у родителей [1, л. 17, 23]. При этом поражает как немногочисленность архаичных черт в семейной жизни Самойловых, так и быстрота и кардинальность произошедших изменений. Прежде всего эти изменения касаются внутрисемейных отношений, которые характеризуются демократизмом и отчужденностью. В каком-то смысле перед нами городская буржуазная семья в том виде, в каком она описана в работах Б. Н. Миронова и Р. Зидера: «Вот ее классические черты – отделение деловой от частной жизни, освобождение жен и детей от обязательного труда, мужчина – кормилец, жена – возлюбленная и мать детей, закрытость семьи от посторонних, автономия от общества, индивидуализация личности, более интимный и демократический характер отношений между супругами и детьми, важное место эмоционально-эротической сферы, разделение дома на семью и чужих семье лиц (если таковые в доме проживают), полное освобождение от производственной функции – семья как исключительно потребляющая единица» [13, с. 734]. Мы наблюдаем семью с точки зрения ребенка, младшего сына, и из дневника мы действительно узнаем больше о повседневности мальчика, чем о повседневности семьи. Мы знаем, сколько он получил в тот или иной день по немецкому языку, мы знаем, какую модель яхты собирает его старший брат, но узнать о том, чем занимается его отец, невозможно. Ни о занятиях, ни об образе жизни своих родителей Петя ничего не сообщает. Родители вообще возникают на страницах дневника очень редко – за первые три года они упоминаются всего несколько раз и, как правило, по двум поводам – речь идет либо о конфликте, либо о деньгах. Родители для Пети – это источник опасности и финансов одновременно. Семья – это место отчуждения, которое имеет и свои несомненные плюсы: Петя ни разу не упоминает о том, что его били. Упоминаемое наказание со стороны родителей – это словесные нотации или изъятие книг; мог усиливаться контроль, и мальчика заставляли делать уроки не в собственной комнате, а на глазах у матери. Пожалуй, временное изъятие одежды– это максимальное наказание, упоминание о котором мы найдем в дневнике. Отсутствие физического насилия в семье купца, крестьянина по происхождению, удивляет, особенно на фоне широкого распространения телесных наказаний в российских городских семьях конца XIX – начала XX века [13, c. 718 ‒ 720; 12, с. 226 ‒ 268]. Но относительная мягкость родительского контроля вовсе не создает в семье дружественной и теплой атмосферы, по крайней мере, с точки зрения Пети. Его контакты с родителями в основном остаются за рамками записей. В конце концов семья превращается в недифференцированную, безличную массу, которая является
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=