#Ученичество

| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 26 историями про Шерлока Холмса и Ната Пинкертона, он обожает Жюля Верна и глотает его романы со скоростью один роман в день. Он не интересуется ни политикой, ни современной литературой. Его вообще не интересует то, что выходит за рамки здравого смысла (типична его реакция на известный текст: «Читал “Задушевное слово” у Олюшки; журнал никуда не годится: статьи для детей 4–5- летнего возраста, а не 5–10 лет, как там обозначено. Статьи такого содержания: Алиса, кусая то от одного, то от другого пирога, гриба etс, делалась то большой, то маленькой etс, играла в крокет с картами и тому подобная ерунда» [3, л.70]). Главное в его жизни до 15 лет – это его хобби. Сначала он увлекается рисунками. На смену рисункам приходит фотография – Петя увлеченно фотографирует и проявляет пластинки, колдуя с проявителями и закрепителями. Следующим увлечением будет астрономия. Осенью 1908 года Петя уже не только читает Жюля Верна, но и наблюдает за звездами, кометой и Луной в телескоп приятеля: «Очень хорошо видны вулканы и на самом верху один». Однако важнейшим увлечением Пети был парусный спорт (семья зажиточна и у старших братьев была собственная яхта). Почти два года он бредил морскими походами, соревнованиями, яхтам, парусами, а зимой – катанием на буерах. В 1909 году Петя резко меняется – он увлекается религией. И его жизнь перестает быть жизнью обычного подростка, тут он нетипичен. Петр начинает посещать баптистские собрания, а в мае 1910 года в 16 лет принимает крещение по баптистскому обряду. Это самый подробно освещенный в дневнике период жизни Петра Самойлова продлился несколько лет – до 1914 года. В 20 лет вне всякой связи с войной в результате конфликта внутри общины Петр покидает стезю баптизма, разрывает отношения с бывшими единоверцами и возвращается в мир, как он пишет, «на свою блевотину». И снова превращается в человека, ведущего вполне буржуазный образ жизни: он всячески увиливает от участия в войне, снова увлекается фотографией и парусным спортом, потом в его жизнь входит увлечение мотоциклом. Никаких патриотических или идейных интересов у него по-прежнему нет; семьи он не завел, постоянной любовницы – тоже; записи становятся отрывочней и реже. С момента революции и прихода к власти большевиков Петр начинает думать об эмиграции и после нескольких неудачных попыток решается на отъезд на юг России. Последняя запись гласит: «…Одна мысль, одно стремление – на юг, на юг, на юг. Хочется погреться, поесть фруктов, подышать чистым воздухом. Здесь все бросаю... Нужно позаботиться о будущем и обеспечить себе его. А тут так заманчиво – море, виноградники, горы, тепло, масса свету!.. Здесь существовать решительно невозможно – продовольственный вопрос стоит слишком остро. То, что кругом, будет скоро съедено, подвоза ждать особенно нечего, следовательно, будет худо. Недели три назад умер Володя (старший брат – А. Л. ). Мать сильно исхудала, хотя еще держится» [5, л. 189]. Так, бросив семью на произвол судьбы, полный надежд на возможное благополучие, растворяется в потоке времени городской обыватель и неудавшийся баптистский проповедник Петр Самойлов. Возможно по некоторым стилистическим оборотам читатель догадался, что автор не питает добрых чувств к своему герою. Действительно, Петя, как я вижу по дневнику, не добр, не особенно умен, очень эгоистичен и равнодушен к чужим бедам. К счастью для историка назвать Петю выдающейся личностью нельзя ни с точки зрения деяний, ни с точки зрения нравственности. Именно это делает его привлекательным для исследования персонажем: можно надеяться, что закономерности, проявившиеся в его биографии, многое нам расскажут о других семьях, о других личностях и об эпохе вообще. Итак, что же такое городской подросток в начале двадцатого века? Во-первых, интересна его семья: Петя – поздний ребенок, отец Пети родился еще при крепостном праве, в конце 1840-х гг., и происходил из крестьян. По сути, Петя, как бы странно это

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=