#Ученичество
| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 25 As a result, this article shows on a particular example the possible historical content of the social concept of an “autonomous individual” and reveals the main structures that determined the everyday life of one particular teenager in the beginning of the 20th century. The diary illustrates the interrelationships between the members of different generations. It is shown that already in the beginning of the 20th century the generational gap is founded not somuch upon the discrepancy in ideas as upon the differences in the structures of everyday life. At the beginning of the 20th century a teenager (being an agent of modernization) is put in a transitory position between the traditional and the modernized social structures. Keywords: teenager's diary, the history of everyday life, Russia in the beginning of the 20th century, generations, modernization. © Лярский А. Б.. 2022 © Lyarsky А.. 2022 В 1905 году сын успешного купца второй гильдии Петя Самойлов начал вести дневник. Мальчику было полных 12 лет, родился он в 1893 году, учился во втором Петербургском реальном училище, жил с родителями в Стрельне в собственном доме и каждый день ездил в столицу на учебу. Дневник Петя будет вести вплоть до 25 лет – последняя запись им, уже Петром Ивановичем Самойловым, сделана в 1918 году[1– 5]. Таким образом, этот дневник можно представить как историю взросления подростка начала ХХ века. Как и во всяком биографическом исследовании, мы можем наблюдать диалектическую взаимосвязь между большими историческими потоками и частной человеческой жизнью; в этой взаимосвязи частная биография предстает перед нами и как объект истории, и как источник исторической реальности. Человек проживает жизнь в исторических условиях и одновременно создает историческую реальность как побочный продукт собственной биографии. С этой точки зрения исследование частного случая позволяет вскрыть закономерности организации социального пространства модернизирующегося сообщества поздней империи конца XIX – начала XX в., а следовательно, обозначив истоки современности, приблизиться к пониманию таких явлений, как межпоколенческие отношения, конфликты отцов и детей и т. д. Целью статьи является введение в научный оборот дневника подростка начала XX века и выявление на его основании характерных для модернизирующегося общества особенностей «конструирования» повседневности подростка и поиск взаимозависимости между социальными структурами, сложившимися в России в конце XIX – начале XX в., и индивидуальной биографией. Реализация поставленной цели потребовало решения следующих задач: выявления основных структур, определяющих повседневность конкретного подростка начала ХХ века; определение особенностей семейной, духовной и личной жизни подростка начала ХХ века; описание взаимоотношений между представителями различных поколений на примере материалов дневника. Из-за ограниченного объема текста нет возможности подробно излагать обстоятельства этой обычной и во многом типичной жизни городского подростка начала ХХ века, и читателю во многом придется верить автору на слово – в частности тому, что поначалу эта жизнь именно обычна и типична для городского подростка средних городских слоев того времени. Она легко опознается по книгам Льва Кассиля, воспоминаниям Паустовского или рассказам Тэффи и Аверченко. Если вкратце, то перед нами в каком-то смысле тот, кого прогрессивные современники называли бы «культурный дикарь» (Философов), или «городской готтентот» (Чуковский). Петя запоем читает «сыщицкую литературу», которая была повальным увлечением массового читателя [15], и с точки зрения литературных предпочтений наш герой именно такой – массовый читатель и безыдейный мещанин. Он зачитывается
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=