#Ученичество

| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 24 #Ученичество. 2022. Вып. 1. С. 24 ‒ 36. #Apprenticeship. 2022. Issue 1. P. 24 ‒ 36. Научная статья УДК 316.3(470)-«19» ДНЕВНИК ПОДРОСТКА НАЧАЛА XX ВЕКА: ПОВСЕДНЕВНОСТЬ МОДЕРНА Аннотация. Целью статьи является выявление характерных для модернизирующегося общества особенностей «конструирования» повседневности подростка и поиск взаимозависимости между социальными структурами, сложившимися в России в конце XIX – начале XX в., и индивидуальной биографией. Новизна исследования заключается во введении в научный оборот дневника подростка начала XX века. Осуществленное на основании этого источника исследование частного случая позволяет вскрыть закономерности организации социального пространства модернизирующегося сообщества поздней империи конца XIX – начала XX в., а следовательно, обозначив истоки современности, приблизиться к пониманию таких явлений, как межпоколенческие отношения, конфликты отцов и детей и т. д. В результате на конкретном примере раскрыто возможное историческое содержание социологического концепта «автономной личности», выявлены основные структуры, определявшие повседневность конкретного подростка начала ХХ века; дано описание взаимоотношений между представителями различных поколений на примере материалов дневника. Показано, что так называемый конфликт поколений уже в начале XX века имел основания не столько в идеях, сколько в различии структур повседневности, а подросток как носитель модернизации оказывался в начале XX века в промежуточном положении между традиционными и модернизированными социальными структурами. Ключевые слова: дневник подростка, история повседневности, Россия начала XX века, поколения, модернизация. Scientific Article UDC 316.3(470)-«19» A TEENAGER’S DIARY OF THE EARLY 20 TH CENTRY: THE EVERDAY LIFE OF MODERNITY Abstract . This article aims to display a modernizing society’s characteristic features that distinguish the “design” of a teenager’s everyday life. The second purpose of the article is to study interdependencies between an individual biography and the social structures that developed in Russian in the late 19th and early 20th century. The novelty of the study lies in the novelty of the resource – a teenager’s diary from the beginning of the 20th century – introduced to the scientific circulation for the first time. The case study based on this material allows to uncover regularities in the shaping of the social space of the modernizing society in the late empire in the end of the 19th century, beginning of the 20th century. The origins of the present allow, when highlighted, to approach the understanding of such phenomena as intergenerational relationships, the conflicts induced by the generational gap, etc. А. Б. Лярский Высшая школа печати и медиатехнологий, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна A. Lyarsky Higher School of Printing and Media Technologies Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=