#Ученичество

| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 22 литературы», тоже востребованные у критиков (А. О. Ишимова, В. В. Львов, В. Самойлович, М. К. Цебрикова, А. О. Островинская), но не настолько, чтобы войти в центральную часть иерархии. В число «изолятов» вошло 619 авторов, число упоминаний которых незначительно (от 1 до 3 раз). Авторы, находящиеся на окраине иерархии, представляют многочисленную группу. Большая часть «изолятов» – классики, авторы «образцовых произведений» предшествующих литературных эпох (А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, М. М. Херасков). Из популярных (в той или иной степени) литераторов назовем следующие имена: Д. В. Веневитинов, С. И. Висковатов, М. Вовчок, Н. И. Гнедич, Д. В. Давыдов, И. И. Дмитриев, Еврипид, А. Д. Кантемир, Платон, А. Н. Плещеев, Т. Тассо, Т. Г. Шевченко, Эсхил, Е. А. Баратынский, В. Г. Белинский, А. А. Бестужев- Марлинский, А. Брэм, Геродот, Ф. И. Тютчев, Г. Флобер, Б. Франклин, Эзоп, В. Гюго, Д. Дефо, А. П. Зонтаг, Н. С. Лесков, А. П. Сумароков и др. В зоне «изолятов» отмечаются французские писатели, мало представленные в предыдущих зонах иерархии, и поэты, которые оказываются наиболее изолированными в иерархии детской литературы 1860 – 1880-х гг. по представлениям критиков. В том числе избегаемыми поэтами были и некоторые современные авторы (Ф. И. Тютчев). Зарубежные писатели заметны в нижней зоне иерархии в незначительном количестве. Подавляющая часть зоны – малоизвестные на момент упоминания в критике писатели, авторы «специально детской» литературы. С другой стороны, в этой зоне появляются писатели, которые на момент начала формирования канона не привлекали внимания педагогической критики (Мамин-Сибиряк, Лесков), но позже стали популярны у педагогов как в рамках досугового, так и школьного круга чтения. Д. Н. Мамин-Сибиряк в 1880-е только начинает публиковаться, его положение в зоне изолятов оправдано тем, что он только в начале своего творческого пути. В то время как Лесков, вероятно, обязан своему попаданию в зону «изолятов» скандалами, связанными с высмеиванием священнослужителей, и увольнением из Министерства народного просвещения [7]. Выводы. Присутствие писателя в нижнем ярусе иерархии детской литературы – результат различных по своей природе решений и обстоятельств. В список «образцовых» не вошли как авторы изящной словесности (С. Т. Аксаков, Н. М. Карамзин, М. Н. Загоскин, И. А. Гончаров, Н. В. Гоголь, И. А. Крылов, А. Н. Островский, А. К. Толстой, Д. И. Фонвизин, А. В. Кольцов, И. И. Лажечников, К. К. Бестужев-Рюмин, Н. В. Кукольник, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, В. И. Немирович-Данченко, В. Ф. Одоевский), так и детские писатели (В. П. Авенариус, С. В. Максимов, М. Ф. Ростовская, Т. Толычева, И. П. Деркачев, О. И. Шмидт, Е. Н. Водовозова, С. Макарова, П. Фурман, А. Н. Анненская, А. Н. Острогорский, В. И. Острогорский, А. Г. Коваленская, А. В. Круглов, М. Белобородов, Г. Вагнер, Н. Г. Вучетич, Е. А. Сысоева, Ф. Гофман, А. Сеткова, В. И. Водовозов, В. Коровин, С. Рождественский, Ф. Студитский). Критики отбирали авторов в список для детского чтения с учетом педагогических фильтров (жанровый параметр, тематика, воспитательный и образовательный потенциал произведения). Эстетические категории интересовали рецензентов в меньшей степени, но учитывались. К литературной периферии были отнесены и уже отдаленные в диахроническом смысле от читателя-ребенка писатели, и современники критиков. Авторы, не вошедшие в канон, стали объектом педагогической цензуры, которая оставила в зоне обширной периферии с одной стороны архаичные тексты для читателя второй половины XIX в., а с другой – произведения с революционной поэтикой и проблематикой.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=