#Ученичество

| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 17 рассматривались критиками как претендующие на статус «первых» авторов. Мы выбрали 30 упоминаний как порог, чтобы вычленить структуру детской литературы в представлении критиков-педагогов и проследить особенности их подходов в определении круга приоритетных авторов. Первый уровень периферии обрамляет центр канона, это зона авторитетных авторов, чьи имена упомянуты от 29 до 10 раз. В количественном отношении это 57 авторов, которые видятся критикам авторами не образцовыми, но авторитетными. В частотном списке из 57 персоналий представлены авторы российской изящной словесности: С. Т. Аксаков (28 упоминаний), Н. М. Карамзин (23), М. Н. Загоскин (22), И. А. Гончаров (20), Н. В. Гоголь (19), И. А. Крылов (18), А. Н. Островский (18), А. К. Толстой (16), Д. И. Фонвизин (16), А. В. Кольцов (15), И. И. Лажечников (15), К. К. Бестужев-Рюмин (14), Н. В. Кукольник (12), М. Ю. Лермонтов (12), Ф. М. Достоевский (10), В. И. Немирович-Данченко (10), В. Ф. Одоевский (10). Обратим внимание, что в эту часть канона для детского чтения попали Достоевский, Лермонтов, Гоголь, чей биографический портрет, как и достоинства произведений, с точки зрения рецензентов, были сомнительны. Если обратиться к педагогической критике, представленной на страницах журналов, то в произведениях Достоевского отмечался мрачный фон, излишние описания страданий; в биографии и творчестве Лермонтова видели его как несимпатичную личность и зачинщика конфликтов; у Гоголя находили такой юмор, который дети еще не могли оценить. Но произведения этих авторов все же рассматривались в качестве детского чтения. Другие авторитетные для педагогов писатели – Крылов, Карамзин, Фонвизин – заимствовались из славного литературного прошлого. Эти авторы уже стали частью истории русской литературы и были приняты педагогической практикой. Напомним, что в центре иерархии достойным (и недавним) литературным «прошлым» признавались Пушкин и Жуковский, популярными среди упоминаемых произведений которых были сказки. Кроме воспитательно-образовательного потенциала одним из определяющих при формировании структуры детской литературы был жанровый параметр. Именно авторов произведений сказочного жанра критики выделяли среди ряда других «писателей-воспитателей» ушедших литературных эпох, что подтверждает частотность упоминаний в списке рецензируемых произведений. Критики боролись со сказкой, но продолжали рассматривать этот жанр как возможный в детском чтении. Однако в критических обзорах встречалась мысль о том, что, например, в произведениях Жуковского много непонятного, указывались слова, которые нужно объяснять ребенку. Тем не менее – апеллируя к воспитательной ценности и теме – Жуковский в целом оценивался положительно. На наш взгляд, ключевую роль играл жанровый критерий, который, возможно, не осознавался рецензентом, так как педагогическая критика анализировала в первую очередь не эстетические категории, а воспитательные и образовательные особенности текстов, но эстетическая оптика непроизвольно срабатывала при оценке того или иного произведения. В диахроническом смысле уже отдаленные (хотя и в разной степени) от читателя-ребенка авторы «обрамляли» корифеев Пушкина и Жуковского: Фонвизин, Карамзин, Лермонтов, Кольцов, Крылов, Загоскин, Гоголь, Аксаков. В произведениях этих авторов критиков привлекала национальная идея, изображение народной жизни, сюжеты на историческую тематику или содержание, отвечающее воспитательным задачам морально-нравственного толка. К авторам периферии были отнесены и современники критиков: Кукольник, Лажечников, Одоевский, А. К. Толстой, Достоевский, Островский, Гончаров, Рюмин, Немирович-Данченко. Как и произведения авторов-современников, входящих в ядро иерархии, произведения этой группы авторов отвечали запросу на осмысление национального: в них затрагивалась тема патриотизма, изображался русский пейзаж

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=