#Ученичество

| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 16 учащихся» [9]); Э. Железнова («Похождения Фомушки-трубочиста на земле и под водой (перевод с английского)» [6]). В «Педагогическом сборнике» принимали участие в качестве критиков А. Н. Альмединген, О. И. Рогова, Н. Завьялов, В. Ш. Фрошамер, М. В. Соболев, А. Острогорский, Н. Запольский, Л. Н. Модзалевский. Наиболее публикуемыми авторами были трое. М. В. Соболев размещал в журнале обзоры детских книг, изданных за год [17, с. 269 ‒ 270]. О. И. Рогова публиковала лекции по детской литературе, которые имели критико-библиографическую направленность и включали в себя теоретические положения, обзоры, реестры авторов и разбор их произведений. Н. Запольский предлагал статьи о внеклассном чтении произведений иностранной словесности. Жанровое разнообразие критических текстов журнала проявилось в следующих формах: лекции, обзоры, рецензии, проблемные статьи. Популярность писателя у педагогов можно измерить количеством упоминаний его имени в критико-библиографических источниках. «Упоминанием» мы считаем фамилию автора, которому посвящен обзор, рецензия или другой жанр педагогической критики. На основе подсчетов был сформирован суммарный частотный список авторов (814), упомянутых в указанной периодике и библиографических документах. Структура иерархии детской литературы, смоделированная на основе упоминаний авторов в педагогической критике и библиографии, включает в себя несколько уровней, которые определяют канон содержательно и формально и заданы природой представлений экспертов о «каноническом», образцовом досуговом чтении. Вычленяемые нами оппозиции и уровни структуры – это педагогическая оптика экспертов детской литературы XIX в., благодаря которой складывался взгляд на литературное чтение детей и литературное образование вообще – особенности литературной хронологии, жанровые предпочтения, приоритетных авторов и тексты, соотношение авторов зарубежной / русской литературы, авторов «классической» и детской литературы. Центр канона объединяет наиболее передовых, с точки зрения критиков, авторов, тексты которых определяются как «ведущие», «главные», «лучшие», и авторов с социальными достижениями (культурный авторитет, полезная в воспитательном отношении биография). Авторы, обладающие литературными и социальными достижениями (по нашим подсчетам 12 авторов), находящиеся в верхнем ярусе иерархии и упомянутые 30 и более раз, противостоят огромной периферии (802 автора). В нашем представлении п ериферия состоит из двух уровней: 1-й уровень – зона классиков и авторитетных писателей, это 57 авторов, упомянутых от 10 до 28 раз (10+); 2-й уровень – 126 авторов, упомянутых от 4 до 9 раз (4–9). Кроме того, можно говорить об «изолятах» – 619 авторах, число упоминаний которых незначительно (от 1 до 3 раз). Литературные авторитеты, которые прошли педагогические «фильтры» и составили центр литературного канона, упоминались критиками от 68 до 30 раз. Ядро возглавляет «специально детский писатель», влиятельный чиновник-педагог М. Б. Чистяков – он был упомянут критиками 68 раз. Авторы российской изящной словесности первой половины XIX в. А. С. Пушкин и В. А. Жуковский, а также писатели-современники Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, А. Ф. Погосский, Д. В. Григорович, А. Е. Разин, Е. Тур, В. Новаковский упоминались от 66 до 30 раз. Среди иностранных авторов такой же частотностью обладали Ж. Верн и У. Шекспир. Близко расположенные к ядру авторы взаимодействуют с центром на уровне социально- культурного, эстетического, педагогического значения. Кто же не стал образцовым автором и остался за пределами центральной части канона 1860 – 1880-х гг.? Периферия детской литературы – вторая зона литературной иерархии. Конечно, определенная нами граница (30 упоминаний) между центральной и периферической частью условна. Скажем, авторы, упомянутые 28 раз, все равно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=