#Ученичество

| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 15 Актуальность исследования определяется вниманием современной общественности к проблеме литературного канона. Отбор педагогами книг для детского чтения – это непрерывная традиция, которая берет начало в 1860-х гг. и имеет место до сих пор. Выявленный пантеон рекомендуемых авторов с 1863 г. по 1885 г. позволяет увидеть, как складывалось представление о русской детской литературе, понять, каковы истоки современного канона детского чтения. Сформированный нами список избегаемых авторов демонстрирует, кто не вошел в круг образцовых писателей. Целью исследования является выявление авторов, непопулярных у критиков, и объяснение причин их периферийного положения в иерархии русской детской литературы. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач: – собрать и систематизировать данные об авторах и произведениях, рекомендуемых для детского чтения в публикациях ведомственных журналов с 1863 по 1885 г.;  выявить и проанализировать иерархию авторов, рекомендуемых для детского чтения в изучаемый период;  определить авторов периферии детской литературы;  проанализировать принципы отбора писателей в « нижний ярус» иерархии детской литературы в 1860 – 1880-е гг. В России середины – второй половины XIX в. критика детской литературы во многом выполняла функции цензуры. В библиографических отделах ведомственных педагогических журналов публиковались рецензии, списки авторов и их произведений. На основе анализа «Журнала Министерства народного просвещения» (1863 – 1885, № 1 – 12); «Педагогического сборника» (1864 – 1885, № 1 – 12) и «Женского образования» (1872 – 1885, №1 – 10) мы выявили «образцовых» авторов, которые чаще других упоминались критиками и предлагались для детского чтения. В «Журнале Министерства народного просвещения» акцент делался на регистрации издававшихся детских книг и контроле детского чтения с помощью каталогов для учебных заведений разных типов. Фиксирующая функция критики журнала выражалась в создании реестра книг, допущенных в детские библиотеки, публикации каталога изданных книг в течение года, каталога книг для ученических библиотек по всем отраслям знаний. Критико-библиографический отдел журнала в основном содержал рецензии на учебную и педагогическую литературу, художественная детская литература рассматривалась эпизодически. В официальном журнале министерства не было проблемных и теоретических статей о детской литературе и детском чтении, детских писателях, сюжетах, языке, героях произведений, возрасте читателя, иллюстрации и т. д. Другие ведомственные журналы нередко выходили за рамки регламентирующей и фиксирующей функции, и хотя списки допущенных в библиотеки книг и каталоги публиковались в журналах «Женское образование» и «Педагогический сборник», но также рецензии и обзоры были постоянным компонентом этих изданий. В «Женском образовании» регулярно публиковались критики: И. Феоктистов («Талантливый ребенок (педагогический этюд)», «Сказки как материал для детского чтения»[15 ; 16]); Ф. Булгаков («О детском чтении (вредные элементы в книгах для детей)» [1]); Н. Позняков («Иллюстрации в детских книжках», «Простой ответ на замысловатый вопрос», «Задачи нашей библиографии книг для детского и юношеского чтения»[12 ; 13 ; 14]); В. Острогорский («Лермонтов для чтения детей и народа», «Русские писатели как воспитательно- образовательный материал» [10 ; 11]); Ф. Витберг («Несколько слов о значении фантастического элемента в жизни детей») [2]; М. К. («Детская газета (Корреспонденция из Одессы)» [8]); А. Незеленов («О самостоятельном чтении

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=