Тульский краеведческий альманах №21 2024 г
Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 21 • 2024 82 возводимой частью. Были разобраны крыльца южного и северного порталов в виде портиков. Изначально архитектором было предложено различное де- коративное решение для существующей и новой частей. Так, арочные окна основного объёма Введенской церкви предполагалось декорировать киле- видными архивольтами (подобное решение применено Пирковским в храме Александра Невского в селе Малое Скуратово). Вновь возводимый придел Ка- занской иконы Божией Матери был задуман в барочном стиле с рустованным цоколем, пятиглавым завершением и фронтонами на южном и северном фа- садах. Данное решение при рассмотрении проекта Синод не одобрил. Киле- видные архивольты были заменены на полуциркульные, фасад новой части выполнен в строгом эклектичном стиле. Пять окон первого яруса – с пологой аркой, а пять окон второго яруса – с полуциркульной. Центральная часть из трёх окон выделена фланкированием декоративными лопатками. Фронтон заменён на закомарное завершение в виде трёх декоративных кокошников. В окончательном варианте новый придел увенчан одной главой вместо пред- полагавшегося пятиглавия. Данное решение было сделано в пользу сохране- ния целостности объёмно-пространственной композиции как существующего Введенского храма, тоже пятиглавого, так и всего архитектурного ансамбля монастыря. На листе с чертежами фасадов и плана в нижнем правом углу имеется подпись: «Составил архитектор Тульской казённой палаты 1859 года ноября 27 дня Пирковский» 13 . Проект расширения Сретенской церкви на Главной площади Белёва предусматривал пристройку двух приделов со стороны северного и южного фасадов трапезной, устройство крыльца с западного фасада колокольни, де- корирование наличниками окон существующего храма и фланкирование его кубического объёма по углам пилястрами. На листе с чертежами предпола- гаемых изменений в нижнем правом углу имеется надпись: «Составил архи- текторский помощник Пирковский. 1859 г.» 14 . Храм был полностью утрачен в годы советской власти. В Белёве Арсений Павлович Пирковский, помимо культовых сооружений, занимался проектированием частных жилых домов. Его авторству принад- лежит интересный образец гражданской постройки, возведённой в 1865 г. 15 в эклектичном стиле и сочетавшей в себе элементы неоготики и неороман- ской архитектуры. Это флигель дома потомственного почётного гражданина Петра Михайловича Сорокина, расположенный на пересечении улиц Карла Маркса (бывшей Козельской) и Никольской. Фасад, выходящий на Николь- скую улицу, декорирован в неоготической стилистике. Это прослеживается в стрельчатых арках оконных проёмов и круглом медальоне, имитирующнем окно-розу готических средневековых соборов. Фасад, выходящий на улицу Карла Маркса, подражает романской архитектуре. Сдвоенные арочные окна в одной полуциркульной нише и группа из четырёх арочных окон напоми- нают средневековую базилику. На сегодняшний день утрачен венчающий аттик, стрельчатые арки заложены и на их месте устроены прямоугольные оконные проёмы. Здание используется как жилое. Еще одно здание авторства А. П. Пирковского, возведённое в 1864 г. 16 , расположено на пересечении улиц Карла Маркса и Первомайской (бывшей Мироносицкой). Это дом купца Василия Веенского – двухэтажное кирпич- ное здание с торговыми лавками в первом этаже и жилыми помещениями на втором. На сегодняшний день первый этаж тоже является жилым. Поло-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=