Тульский краеведческий альманах №21 2024 г
269 Удивительным, по воспоминаниям В. И. Черновой, было отношение к учи- телям в этом далёком камчатском посёлке. С учителем все не только почти- тельно здоровались, но и определяли ему лучшие места в клубе при просмо- тре кинофильмов, считали первым при распределении каких-то дефицитных товаров, нечасто привозимых с большой земли. А учителя, в свою очередь, работали на совесть. Школа была для них по-настоящему родным домом, и они передавали ученикам все полученные в институте знания. Никакой разницы между маленькой поселковой школой на окраине страны и школой в центре большого российского города Тула не было. В этом, по мнению Ва- лентины Ивановны, был залог успеха советского образования. По семейным обстоятельствам в 1956 году Валентина Ивановна вернулась в родной город, хотя специально к этому не стремилась. Её вполне устраи- вала работа в Ключах. И именно с конца 50-х гг. начинается её интересная и разнообразная педагогическая деятельность в нашем городе. Некоторое время она работала в Институте усовершенствования учителей, где успе- ла познакомиться с замечательными тульскими методистами, историками В. В. Пеньковым и С. М. Стекуновым, авторами ныне ставшей библиографи- ческой редкостью, но не утратившей своего значения книги «Край наш Туль- ский», которой долгие годы пользовались все школьники нашего города. Тог- дашний Институт усовершенствования учителей приглашал читать лекции выдающихся учёных-методистов. В частности, на лекции по словесности при- езжал автор послевоенных учебников по русскому языку, член-корреспондент Академии педагогических наук – профессор Василий Алексеевич Добромыс- лов. Причём, по воспоминаниям Валентины Ивановны, он ездил встречаться и с провинциальными учителями, в частности с учителями города Щёкино. В этом не было ничего необычного для того времени. Методисты Тульского института усовершенствования учителей в те годы, когда там работала Валентина Ивановна, регулярно выезжали в команди- ровки в школы области, поэтому она отлично представляла себе работу учите- ля в далекие послевоенные годы. Она застала школы с печным отоплением, с висящей под потолком керосиновой лампой; она помнит бездорожье, нехват- ку учебников и пособий… Но тульские провинциальные учителя, по её сло- вам, были настоящими подвижниками. Среди них ещё встречались те, кто начинал работу ещё до революции, в их домашних библиотеках встречались книги, которых не было даже в областной Ленинке. Методистов из Тулы ждали. Обычно они посещали уроки в разных школах района, а затем собирали районные методические объединения и давали со- веты, знакомили с новыми документами и требованиями. Они не контролиро- вали и не проверяли, а по-настоящему помогали учителям. Жаль, что сейчас эта традиция утрачена. Самим методистам приходилось трудновато. За три года работы в ИУУ Валентине Ивановне довелось ездить на санях и телеге, на железнодорожной «кукушке» и всех рейсовых автобусах, ночевать в колхозных комнатах для приезжих, где не было никаких удобств. А однажды, когда пришлось ехать в сельскую школу на телеге, она увидела воочию некрасовский сюжет: лоша- дью не хуже взрослого управлял деревенский мальчишка (это было в Ивань- ковском районе, которого теперь уже нет…). Методическая работа в ИУУ стала для В. И. Черновой великолепной шко- лой на всю жизнь. Ä. À. Ðîìàíîâ. Îá îäíîì çàìå÷àòåëüíîì ÷åëîâåêå: ïîñëåñëîâèå ê âîñïîìèíàíèÿì Î. Â. Ïîëÿêîâà
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=