Тульский краеведческий альманах №21 2024 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 21 • 2024 254 заслоняла моя далеко не узкая спина. Минут за 10–15 до оконча- ния лекции, правая рука Рафаэ- ля Соломоновича интуитивно вы- таскивала из сумки-папки пачку «Беломора». Минут через пять он начинал разминать папиросу, а за три-одну минуту до звонка (обыч- ного в те времена, как и в школе) он начинал постукивать кончи- ком папиросы по пачке, немного разминая её. Как только начинал звенеть звонок, он мгновенно за- канчивал лекцию и стрелой вы- летал из аудитории. В коридоре он закуривал и расслаблялся… Тогда можно было к нему подойти, и он, глубоко затягивая дым, охот- но разговаривал. Я упомянул список вопросов к семинару. Вопросы были, каза- лось бы, вполне обычные для нас: писатель, его краткая био- графия, основные произведения в контексте времени. Краткое содержание произведения и его структура, основные персонажи, его значение, проблематика, используемые методы и приёмы, язык произведения. Связь произведения с общественными, фи- лософскими, эстетическими проблемами и т. п. Здесь мы видим знакомый всем нам структурный подход к литературе. Этого плана в своих лекциях и придерживался Рафаэль Соломонович. Конечно, освещение этих вопросов не было стандартным и прямо пропорциональным, а зависело от разных при- чин: конкретного писателя, его произведения, значения для литературы, соб- ственных предпочтений и т. д. После вводной лекции для меня начались удивительные дни. Память воссоздаёт атмосферу лекций и семинаров и сплетает всё в одну яркую цве- тистую гирлянду. Воспоминания выстраиваются не как один строгий хроно- логический ряд, а образуют иерархию ярких незабываемых моментов. При этом все лекции кончались уже описанным ритуалом. Уже скоро многие мои сокурсники стали то ли восхищаться, то ли удивляться: «О, Шнейдерман с тобой здоровается уже за руку!». Для меня это было знаком особого отличия. Это окрыляло меня. Я постоянно с увлечением стал готовиться к занятиям – прилежно читал всю рекомендованную литературу. Мне удалось отличиться на семинаре по Г. Филдингу. До этого шёл фильм «Том Джонс», но я прочитал и его роман «История Тома Джонса, найдёныша». На всех семинарах я по- стоянно тянул руку для ответа на его вопросы, но он меня редко спрашивал: «Я вижу, что Вы и так знаете». И только если никто не мог ответить, тогда он мог предоставить мне слово. Лекция по творчеству Шекспира. До сих пор слышу его голос: «Творчест- во Уильяма Шекспира можно разделить на два основных периода: ранний, Р. С. Шнейдерман. 1970-е гг.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=