Тульский краеведческий альманах №21 2024 г

227 ß. Ì. Ñåì¸íîâ. ßêîâ èç Ïîãàíöà. Âîñïîìèíàíèÿ Гладкое 20 , 7 вёрст. Религиозных праздников было двунадесятых, т. е. двенад- цать, и два престольных: по старому стилю 9 мая 21 (раньше говорили «голод- ный»), а в декабре постный. Гуляли по 3–4 дня. Шестого декабря Николай, праздник постный, нельзя было есть скором- ное: мясо, молоко, яички. Рыбу и постное масло можно кушать. Гостей было много, приезжали по 7–8 подвод и 2–4 человека – с Подбелевца, Богданчи- ковой, Высокого, Кураковой, Мелыни 22 . Праздник встречали и провожали родственно, радостно, много было разговоров, советов и поучений. Несмотря, что готовили постное, как раньше говорили, но было вкусно. Делали бражку с муки и солода и хмель. Очень была хорошая, вкусная, лучше пива, красного цвета. Когда покушают, тогда пили брагу. Делали в бочках с краном – и креп- ко закрывалась пробкой. Водки выпивали за праздник по ведру, т. е. четыре четверти 23 белого 40° и две четверти красного и да ещё лимонад. Пили по рюмке перед едой грамм по пятьдесят. Гостей было много и много дней гуля- ли. Пьяных не было. Девятого мая Никола, ездили в церковь утром, а в обед, когда приезжают гости, выпивают, кушают и идут в лес Кулигу 24 гуляют. В лесу много цветов, поют птицы. Играют гармошки, гитары. Гуляют родственники. Юноши, девуш- ки танцуют, влюбляются. Подсказывает весёлая лесная весенняя природа. На Пасху качались на качелях, христосовались, т. е. целовались. Играли гармошки, плясали и танцевали. Рождество Христово 25 декабря (старого стиля). Утром ездили до церкви Богу молиться. Вечерами молодёжь устраивала вечеринки. Танцевали, пляса- ли, пели песни и под песни целовались (такая была игра в невольники). Гуляли две недели. Было сватовство, а мясоедом были свадьбы. Кто в деревне женился или девушка выходила замуж, в деревне был праздник. Был суд-пересуд: не- веста или жених хороший или плохой, какие ихние родственники и т. д. А в осо- бенности те женщины, которые любят много говорить, но есть и мужчины. После мясоеда наступала Масленица, называли «сыропутной неделей» 25 , ели рыбу, молочное, яички, пекли блины. Катались на скамейках (делали скамейки с дерева, внизу и вверху скамей – доски, нижнюю доску покрывали льдом). Катались вечерами. Катались на лошадях. К дуге привязывали ко- локольчик, а на шее лошадей – нашейник с бубенцами, на сани расстилали гладкий ковер (сани «козырь» 26 ). У кого была гармонь, играли. Кто был дома, выходили на улицу, смотрели. Много было разговоров. Кто женился этим мясоедом, тот оставлял свою жену у тестя с тёщей на цельную неделю. На короткую масленицу, так говорили. Но без колокольчика забирал свою жену с пряхой, с гребнем, донцем, овцу с ягнёнком и, если есть телёнок, телка тоже забирает, а если нет, тогда летом забирает. Таков был закон. На короткой масленице на лошадях не катались. А катались на пруде на коньках своего изделия: деревянные колодки, подбиты железом, привязы- вали верёвками. Катались, подмораживали скамейки и катались. Катались только два дня, субботу и воскресенье. Постом ездили в церковь, говели (т. е. целый день не ели), исповедова- лись, каялись в своих грехах перед Евангелем и попом. Поп задавал вопросы, грешник каялся в своих грехах, говорил всё это попу правду, и, если он сказал про тайную политику, его арестовывали. Поп говорил: «Грешно, грешно, так нельзя делать. Нельзя скоромное есть по постам и постные дни, завидовать, красть, сквернословить, не уважать старших. Молиться нужно Богу. Он всё

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=