Тульский краеведческий альманах №21 2024 г
219 Ì. Â. Äîíäóêîâñêèé. Ñëîâî î ðîäèíå: êàê ÷èòàòü âîñïîìèíàíèÿ ß. Ì. Ñåì¸íîâà несомненно, существовала. Что до названия, о его происхождении можно только гадать. Семёновы – старинные жители Поганца, коренные из коренных, искон- ные тамошние помещики. Знал ли об этом Яков Максимович – о том, что его прямые предки служили государеву службу на юго-западном пограничье Московского царства, получали ради этой службы земельные дачи, владели не только поместной землёй, но и водворёнными на ней крепостными? В его воспоминаниях нет ни единого слова, намекающего на актуальность этой па- мяти для него или его окружения, однако уложившаяся в три века мутация детей боярских в однодворцы, а тех – в казённые (государственные) крестьяне всё равно оставила совершенно определённый след в сознании потомков. Хотя функционально однодворцы суть земледельцы, платившие в каз- ну подушную подать, генезис этой сословной группы (а именно выходцев из служилых людей «по отечеству») роднит их с дворянством. Само слово «од- нодворец» отсылает к той действительности, когда весь трудовой ресурс, об- рабатывавший поместную землю, исчерпывался одним помещичьим двором, в котором семья помещика жила — и трудилась — вместе с его крестьянами. Граница между мелкопоместным дворянством и однодворцами была про- ницаема, причём в обе стороны. Инициативные однодворцы, доказавшие свое благородное происхождение согласно критериям Жалованной грамоты дво- рянству 1785 г., вносились в дворянскую родословную книгу своей губернии, в шестую её часть, куда записывались «древние благородные дворянские роды». Поганец был чисто однодворческой деревней, и, хоть большинство одно- сельцев Якова Максимовича не владели грамотой, некоторые вещи о себе они понимали очень чётко. Это проявлялось, например, в матримониальной прак- тике: однодворцы и потомки однодворцев, как правило, не вступали в брачные союзы с крепостными и потомками крепостных. Это обыкновение держалось до советских времен. В ближайшей округе Поганца краями сходились три уезда – Новосиль- ский, Чернский и Мценский. Браки связывали Поганец с однодворцами всех трёх. В этом контексте Яков Максимович прямо указывал новосильскую де- ревню Высокую, чернскую Куракову, мценское село Подбелевец, пусть и не оставив какого-либо комментария о природе такой связи. Помимо брачной традиции, ещё одним явным маркером группового са- мосознания однодворцев было их противопоставление себя крестьянам вла- дельческим, закрепившееся в обыденном языке в коллективных прозваниях. Этого тоже нет в воспоминаниях, однако в Мелыни, новосильской деревне, упоминавшейся Яковом Максимовичем, однодворцы звали барских крестьян «хамами» и «свиньями»; об этом свидетельствовал мелынец Александр Алек- сеевич Фурсов, свойственник Якова Максимовича, родившийся в 1921 г. Различение, которого придерживался Яков Максимович, иное: в его мире есть отец, живущий не только трудом пахаря, но и ремеслом, и «помещик», платящий за изделия отца. Понимал ли он, что и работник, и «помещик» – од- ного поля ягоды, оба представители сословия государственных крестьян, от- личавшиеся лишь имущественным положением? Трудно сказать наверняка. Воспоминания писались в 1957–1970-е гг., и, возможно, разница в достатке ав- томатически интерпретировалась как разница между «высшим» и «низшим», даже если это не имело никакого отношения к действительности. Наверное, здесь уместнее был бы ярлык вроде «кулака», но этого слова в тексте нет.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=