Тульский краеведческий альманах №21 2024 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 21 • 2024 158 Архангельской земле двор попа Лукьяна Кирилова, двора и огорода 16×10 саж. ...»). После переезда Лукьяна в Москву его место занял следующий Казанский поп, а в 1685 г. здесь проживал с семьей «по наезду» поп той церкви Леонтей Степанов. 9 Кожурин К. Протопоп Аввакум: Жизнь за веру… ; Малышев В. И. Летопись жизни протопопа Аввакума… 10 Кириленко Н. Н. Казанская церковь: (к 150-летию со дня освящения) // Тул. крае- вед. альманах. 2008. Вып. 6. С. 35–40 ; Также информацию о том, что Лукьян был «лишён звания духовника» приводит в своей статье о Казанском храме прот. А. Романов, ссыла- ясь на публикацию И. Ф. Афремова в 1850 г. в книге «Историческое обозрение Тульской губернии», однако считает его выводы сомнительными; см.: Романов А., прот. Тульская Казанская церковь // (Тульские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1862. № 13. Т. 2 (При- бавления). С. 21). 11 Никон, не находя заступничества от мелких нападок и оскорблений со стороны царедворцев, не ощущая поддержки царя, даже, напротив, чувствуя его отдаление, решается на беспрецедентный со своей стороны поступок – самовольно оставляет пат- риаршество. 12 Писцовая книга 1685/1686 г. // РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 494. Л. 232 об. 13 «…таковымъ неслыханнымъ поступкомъ опечаленный государь, послалъ къ па- тріарху съ жалобою тестя своего, боярина Илью Михайловича Милославскаго; Никонъ отв ѣ чалъ, что онъ самъ им ѣ тъ духовника, который вправ ѣ возложить эпитимію на самого патріарха. – Посл ѣ отв ѣ та сего, приближенные къ царю бояре, не разъ уже оскорбленные высоком ѣ ріемъ Никона, памятуя его низкое происхожденіе, поручили боярину князю Юрію Алекс ѣ евичу Долгорукову (вельмож ѣ съ твердымъ характеромъ) уничтожить эти замыслы духовной власти. – Долгоруковъ, призвавъ къ себ ѣ царскаго духовника, грозилъ заковать его въ ц ѣ пи и сослать на Б ѣ лое море въ Соловецкій монастырь…» (Афремов И. Ф. Историческое обозрение Тульской губернии. Ч. 1. М.: Тип. В. Готье, 1850. С. 65–66). 14 РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 140. Ч. 1. Л. 101а–102, 105а–105б ; Гиббенет Н. Историче- ское исследование дела патриарха Никона / сост. по офиц. док. Н. Гиббенет. СПб.: Тип. М-ва внутр. дел, 1882. 15 Из кн.: Кожурин К. Протопоп Аввакум: Жизнь за веру… 16 Забелин И. Е. [Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст.]. Т. 3: Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII ст. : материалы. М.: Яз. славян. культур, 2003. С. 725. 17 Качалова И. Я. Благовещенский протопоп – духовник великого государя // Цар- ский храм. Благовещенский Собор Московского Кремля в истории русской культуры : материалы и исслед. М.: КУНА, 2008. Вып. 19. С. 399–466. Электрон. версия печ. изд. URL: https://www.kreml.ru/research/library000xo/vypusk-iv-materialy-i-issledovaniya/. До- ступ на сайте Музеи Московского Кремля. 18 Феодор Иванов // Русский биографический словарь : в 25 т. СПб., 1913. Т. 25: Ябло- новский – Фомин. С. 275–277. 19 Казанский храм имел статус соборного – почему? Возможно, что как раз по этой причине. Но не исключено, что соборный статус, сообразно особой значимости, храм этот получил изначально, поскольку посвящён был «Собору Архистратига Михаила». 20 Романов А., прот. Тульская Казанская церковь // Материалы для ист.-стат. описания Тул. губернии. Вып. 1: Святые храмы города Тулы / под ред. Н. И. Троицкого и Ю. В. Ар- сеньева. Тула, 1888. С. 218, 230, 232–233. 21 Андреев Н. О надгробном камне XVII века, находившемся при церкви Казанской, что в городе Туле // Тул. губ. ведомости. 1852. № 9, ч. неофиц. С. 45–48. 22 Приведённая буквенная запись года от сотворения мира «ΨРКЕ» должна соответ- ствовать записи числа 7125, однако Зуев допустил ошибку в первом знаке – вместо 7000 он записал 700, в результате получилась бессмыслица «700 100 20 5», правильная запись числа «7000 100 20 5» должна выглядеть так: « ҂Ӡ РКЕ», что соответствует 1617 г. от Рож- дества Христова. 23 Путешественныя записки Василья Зуева от С. Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 году. СПб.: при Имп. Акад. наук, 1787. С. 95. 24 В описание вошли церкви: Соборная Успения в кремле (наиболее бедная в плане биб- лиотеки), Казанская, Покровская и Благовещенская (Писцовая книга 1685/1686 г. …).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=