Тульский краеведческий альманах №21 2024 г

157 Å. Þ. Ïëàòîíîâà. Ëóêüÿí Êèðèëëîâ – òóëüñêèé ïîï è äóõîâíèê öàðÿ Àëåêñåÿ Ìèõàéëîâè÷à разом зарекомендовал себя как «эффективный менеджер» на христианском поприще либо нашлись у него какие-нибудь ещё неоспоримые преимущества. Так или иначе, но избран был именно он, и находился в этом чине при Алек- сее Михайловиче немалый срок – десять лет. Имея, вероятно, не самый ре- шительный характер, он до конца оставался верен своим принципам жизни, веры и государственности, многое сделал полезного для священнослужителей и церквей нашего города. А своей собственной семьи у него, похоже, так ни- когда и не было. Примечания 1 Извеков Н. Д. Труды комиссии по осмотру и изучению памятников церковной ста- рины г. Москвы и Московской епархии. Т. 2: Московские кремлёвские дворцовые церкви и служащие при них лица в XVII веке: церк.-ист. археолог. исслед. М.: печ. А. И. Сне- гирёвой, 1906. С. 102. 2 «…церковь Архангела, во имя св. ангела Михаила. <…> Какъ соборная церковь им ѣ етъ семь священниковъ и семь дьяконовъ и одинъ изъ священниковъ состоитъ прото- попомъ надъ ними, а также бываетъ протодьяконъ надъ дьяконами, такъ и эта церковь им ѣ етъ семь священниковъ и семь дьяконовъ, и между ними есть протопопъ и протодья- конъ … Этихъ двухъ протопоповъ мы не отличали отъ шейховъ изв ѣ стной общины, ибо они носятъ рясы изъ ангорской шерсти фіолетоваго и зеленаго цв ѣ та, весьма широкія, съ позолоченными пуговицами сверху до низу, на голов ѣ бархатные колпаки сине-фіолето- ваго цв ѣ та и зеленые сапоги. Они им ѣ ютъ у себя въ услуженіи много молодыхъ людей и держатъ породистыхъ лошадей, на которыхъ всегда ѣ здятъ. Другіе священники, про- ходя мимо нихъ, снимаютъ передъ ними свои колпаки. При этомъ они тучны, толсты, съ большимъ животомъ и жирнымъ т ѣ ломъ» (Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Вып. 3: (Москва). Кн. 8, Гл. 10: Москва. Архангельский и Благовещенский соборы / пер. с араб. Г. Муркоса. М.: Унив. тип., 1898. С. 106–107). 3 «Дополнение и мелкие поправки к писцовой книге Тулы 1625 года из выписи с этой книги. Арх. М. Ин. Д. Городовая книга по Туле № 1-А, 1624» (По кн.: Белоцерковский Г. М. Тула и Тульский уезд в XVI и XVII веках. Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира Акц. о-ва печ. и изд. дела Н. Т. Корчак-Новицкого, 1914). 4 Кожурин К. Протопоп Аввакум: Жизнь за веру. 2-е изд. М.: Мол. гвардия, 2013. 396 с. ; Малышев В. И. Летопись жизни протопопа Аввакума // Протопоп Аввакум : сайт. URL: https://avvakum.rusarchives.ru/letopis-zhizni-protopopa-avvakuma (дата обращения: 05.08.2024). 5 «…церковь в остроге у Пятницких ворот во имя собор архистратига Михаила, а ныне та церковь в пределе, а настоящая церковь во имя Пресвятой Богородицы Казанские… строил Благовещенской протопоп, что на Москве у Великих государей на сенях, Лукьян Кирилов казною блаж. памяти вел. государя царя и вел. князя Алексея Михайловича, всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца и своею келейною и вкладчиковою всяких чинов людей в прошлом во 154 г. [1646 г.]» (Писцовая книга 1685/1686 г. // Россий- ский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 494. Л. 73–74). 6 «…ряд серебреной изстари был подле кладбища ц. Казанские Б-цы и по указу де блаж. памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича Всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, и по грамоте из Приказу Володимерские четверти в прошлых годех, по челобитью Благовещенского протопопа Лукьяна Кирило- ва, тот серебреной ряд от погосту ц. Казанские Б-цы снесены лавки меж таможни и кра- шенинного ряду; а те вышеписанные 7 лав. мест взяты под погост к ц. Казанские Б-цы, и оброк с тех лавочных мест взять не с кого …» (Там же. Л. 216 об.–217). 7 Там же. Л. 73. 8 В 1625 г. на улице, именовавшейся Архангельской (поскольку вела она к храму во имя Собора Михаила Архангела), в самом её начале через дорогу от Казанского по- госта на церковной земле находился двор попа Лукьяна Кириллова («На церковной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=