Тульский краеведческий альманах №21 2024 г
Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 21 • 2024 156 Количество священнослужителей в его семействе удивляет – исходя из данного синодального списка, принадлежность Лукьяна Кириллова к ста- ринному священническому роду несомненна. Но в Туле того периода таких родов ещё просто не существовало. Таким образом, данный список поддер- живает версию о столичном (не тульском, во всяком случае!) происхождении этого попа. Однако гипотеза относительно Михаила Кириллова – предполагаемого брата, предшественника Лукьяна в должности царского духовника – нагляд- ного подтверждения не получила: такого имени в синодике Лукьяна не оказа- лось. Но Михаил перед смертью мог принять монашеский постриг и значиться в списке под новым схимническим именем, которое предугадать невозможно. Сопоставление срока окончания службы Лукьяна Кириллова при царском дворе – 1666 г. (в возрасте, вряд ли превышающем 80 лет) и даты построения им церкви Михаила Архангела – до 1617 г. (к строительству которой Лукьян мог приступить будучи не моложе 20 лет) позволяет локализовать вероятную дату рождения протопопа периодом между 1586 и 1596 гг. Отсюда следует, что: 1 – с учётом возраста Лукьяна Кириллова храм Михаила Архангела в Туле никак не мог быть построен ранее 1604–1605 гг..; однако в смутные вре- мена подобная акция была бы невозможна, поэтому срок этого строительства однозначно смещается на начало правления царя новой династии – Михаила Романова (с 1613 г.); 2 – к построению первых своих деревянных храмов в Туле Лукьян Кирил- лов приступил в достаточно молодом возрасте – не старше 30 лет, а исходя из соображения, что вряд ли он был принят на службу к царю, будучи 70-летним старцем в 1656 г. (думается, был он тогда хотя бы на 4-5 лет моложе), его веро- ятный возраст на момент закладки первых храмов составлял 20–26 лет. Таким образом, сохранившиеся сведения о Лукьяне Кириллове, а также вышеприведённые расчёты поддерживают реалистичность ранее высказан- ной гипотезы о прибытии его, молодого талантливого попа, представителя старинного священнического рода (вероятнее всего, столичного), при несо- мненной поддержке государства и патриархии, в стратегически важный го- род Тулу с определённой задачей – для построения на центральной площади соборного храма во славу царя новой династии Михаила Романова. Государство, безусловно, очень нуждалось в опоре на церковь для упоря- дочения жизни на местах. Фрагменты истории попа Лукьяна Кириллова – наглядный пример, как появлялись в Туле первые попы, какими силами возводились первые храмы, как могли подготавливаться ученики и после- дователи-священники из числа способных и восприимчивых к православию местных жителей, каким образом поновлялись городские храмы и монасты- ри, поддерживались свои «собратья по цеху» – священники. Протопопа Лукьяна Кириллова нельзя отнести к числу «звёзд» первой ве- личины из числа царских духовников (какими оказались, пожалуй, его пред- шественник Стефан Вонифатьев и последователь Андрей Савинов Постни- ков), но избрание его, никому не известного провинциального попа, на столь высокую придворную должность, безусловно, не могло быть явлением случай- ным – само по себе оно уже говорит о многом. Возможно, Лукьян особым об-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=