Тульский краеведческий альманах №21 2024 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 21 • 2024 154 Надо сказать, что Лукьян Кириллов пользовался заслуженным уважени- ем среди тульского духовенства – его стараниями направлялись в Тулу зна- чительные государственные средства на строительство церквей, на жалова- ние и руги нуждающимся священнослужителям. В частности, по челобитью его была дана руга тульскому женскому Успенскому монастырю в 1657 году 36 . С ходатайственной деятельностью Лукьяна Кириллова И. Ф. Афремов свя- зывает и выделение средств на перестройку в камне старого собора Воскре- сения на Городище в 1649 г. 37 (после окончания им строительства в камне собственного Казанского храма в 1646 г.). Документальные свидетельства на этот счёт Афремовым не приводятся, но такой вариант событий вполне воз- можен. Вероятно, что и перестройка в камне того же периода (1645–1649 гг.) деревянной 38 церкви Успения Богородицы тульского женского монастыря го- сударевыми деньгами 39 была инициирована также Лукьяном Кирилловым. Среди прихожан авторитет попа Лукьяна, по-видимому, был не менее вы- сок. Обратим внимание, что, по крайней мере, трое сыновей тульского пирож- ника Фёдора Кириллова (однофамильца Лукьяна Кириллова) избрали свя- щенническую стезю жизни – стали служителями тульской Благовещенской церкви (Феофилакт, Архип и Мефодий), а предполагаемый внук его Мартин Филиппов (сын старшего сына Филиппа 40 ) оказался попом в Замоскворец- ком храме Георгия на Всполье (1668–1695 гг. 41 ), при этом на родину в Тулу в церковь Благовещения, где служили его родственники, он отправлял свои подарки («киоты резные травчетые белые, вклад попа Мартина Филипова, что служит на Москве церкви Егорья на Сполье») 42 . Как выясняется, это был не единичный случай дальней отправки на службу тульского священника. Афанасий Никифоров, сын диакона Пятниц- кой церкви Никифора Сидорова (упом. в 1625 г. 43 ), брат попа и строителя Покровской церкви Кирьяка Никифорова (упом. 1646–1650 гг. 44 ), прослу- жив в родной церкви около трёх лет, каким-то образом затем оказался попом в Замоскворецкой церкви Георгия в Ендове 45 (в Нижних Садовниках 46 ), отку- да и он отправлял подарки в Тулу в церковь Покрова, где служили его родные («пролог с марта мсц., дал Егорьевской поп Афонасей Никифоров»; «кононник новой исправной, цветник, дал Егорьевской поп Афонасей Никифоров») 47 . В связи с вышеизложенными обстоятельствами возникает вопрос: не ве- лись ли Лукьяном Кирилловым в Туле некие «учебные курсы» по подготовке будущих священнослужителей? Причём с организацией последующего «рас- пределения» наиболее способных из учеников? Думается, не без влияния Лукьяна Кириллова Феофилакт Фёдоров, быв- ший посадский человек, сын пирожника, а затем тульский благовещенский поп, решив принять монашеский постриг после смерти жены и младенца-сы- на, оказался не в каком-либо местном монастыре, а именно в подмосковном Ново-Иерусалимском на Истре – любимом детище патриарха Никона. Необ- ходимо отметить также: Феофилакт, в монашестве принявший имя Феодосий, был весьма активен в своем служении – в 1666 г. он состоял уже в руководстве Ново-Иерусалимского монастыря (отправляя в тульский Благовещенский храм в подарок книгу новой печати 48 , в сопроводительной надписи именует себя «иконом» 49 ), а далее в 1669 г. его назначают на должность архимандрита в Ипатьевский монастырь 50 . Феодосия (в миру Феофилакта Фёдорова), по-ви- димому, связывали с Лукьяном Кирилловым давние дружеские отношения, и уход из жизни последнего оказался большой личной потерей; будучи архи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=