Тульский краеведческий альманах №21 2024 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 21 • 2024 152 Описание Казанской церкви, строения Лукьяна Кириллова, встретилось примерно через 130 лет после постройки этого храма – оно оказалось приведе- но в путевом дневнике путешественника Василия Зуева (будущего академика), посетившего Тулу в 1781–1782 гг.: «Другая церковь старинная, но не столь древняя (имеется в виду, относительно старой соборной церкви Воскресения на Оружейном острове. – Е. П .) стоит в городе, каменная, с зелеными чешуйча- тыми из черепиц главами, которая, правда, и видом своим доказывает вре- мя, когда она была созидана; она называется Казанския богоматери, коея и чудотворный образ тут хранится; в ней пол услан чугунными плитами, кои ныне от части осевши зделали его весьма неровным; по паперти и в сте- нах вставлены чугунныя дски с Славянскими титловыми надписьми, так что разобрать их… нетрудно: одна мне из них ясно год свой изображающая попалась ΨРКЕ года 22 , на прочих же видел я по большей части стёртые, или не совершённые; не сомневаюсь, что между ими были ещё старее сея надгроб- ныя скрижали» 23 . Из этой записи следует, что захоронения на этом месте нача- ли появляться, по крайней мере, с 1617 г., в бытность на месте каменной церк- ви Казанской Божьей Матери ещё её предшественницы – деревянной церкви, посвящённой Собору Архистратига Михаила. С другой стороны, строитель- ство церкви вряд ли могло начаться ранее освобождения Москвы от поляков Мининым и Пожарским (1612 г.) и прихода на царствие Михаила Романова (1613 г.). Сочетание этих обстоятельств упорно наталкивают на мысль, что пер- воначально возведённый в этом месте деревянный храм получил своё первона- чальное посвящение не случайным образом – он был целенаправленно постав- лен в Туле в честь молодого, только что восшедшего на трон царя. Анализ описания четырёх тульских церквей, вошедших в Писцовую книгу 1685/1686 г. стольника князя Алексея Вадбольского и подьячего Нефёда Артемьева 24 , неожиданно показал, что сделанный историографом Извековым поверхностный вывод о любви Лукьяна Кириллова к чтению оказался недалёк от истины: библиотека служебных книг Казанской церк- ви действительно превосходила библиотеки остальных церквей как по пе- речню книг, так и по числу имевшихся экземпляров. Точнее, правда, сле- довало бы определить эту его особенность не любовью к чтению, а скорее склонностью к анализу и совершенствованию своих познаний. Среди книг Казанской церкви присутствовала и учебная литература – Грамматика 25 и учебная Псалтырь. В перечне ценностей тульской Покровской церкви в 1685 г. описан дар Лукьяна Кириллова, бывшего тогда в статусе попа тульской церкви ар- хистратига Михаила (до 1646 г.): «…евангелие воскресное толковое, дал Ар- хангельской поп Лукьян Кирилов» 26 . Книга эта, безусловно, была необходима покровским священникам для повседневной работы с прихожанами. В середине ХІХ в. протоиереем А. Романовым упоминается хранимый в Казанском храме дар Лукьяна Кириллова (уже благовещенского протопо- па) родную церковь: «Крестъ напрестольной, окладъ серебреной чеканной съ святыми мощами, подъ золотомъ, обнизанъ жемчюгомъ сь каменьемъ»; на кресте надпись: «7165 (1657 г. – Е. П. ) построилъ благов ѣ щенской про- топопъ , что у Государя на с ѣ няхъ, Лукьянъ Кирилловъ, на Тул ѣ – въ цер- ковь пресвятыя Богородицы казанскіе, что на посад ѣ » 27 . (В Писцовой книге 1685/1686 гг. этот дар перечислен обезличенно: «…крестнапрестольной оклад

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=