Тульский краеведческий альманах №21 2024 г

151 Å. Þ. Ïëàòîíîâà. Ëóêüÿí Êèðèëëîâ – òóëüñêèé ïîï è äóõîâíèê öàðÿ Àëåêñåÿ Ìèõàéëîâè÷à В 1663–1665 гг. также зафиксированы случаи участия Лукьяна в различ- ных событиях текущей московской жизни: – 1663–1664 г. летом Аввакум имел «наедине» беседы с царским духовни- ком протопопом Лукианом Кириловым, архиепископом Иларионом и околь- ничим Фёдором Михайловичем Ртищевым «о сложении перстов, и о трегубой аллилуии, и о прочих догматех» старых и «нынешних нововводных»; – в октябре 1664 г. Аввакум, сосланный в Пустозерск, написал царю и пе- редал через Киприана-юродивого челобитную с просьбой разрешить ему задер- жаться с семьёй до наступления благоприятных погодных условий в промежу- точном по пути следования пункте: «С великою нуждею доволокся до Колмогор; а в Пустозерской острог до Христова Рождества невозможно стало ехать, потому что путь нужной, на оленях ездят. И смущаюся, грешник, чтоб ро- бятишка на пути не примерли с нужи». О том же челобитную подавал царю и Неронов, умоляя не посылать многострадального протопопа в Пустозерск, и без того «безчисленные беды претерпевшего» в Сибири, «чтоб маленким ево сироткам в зимное время на нужном пути до Пуста-озера от студени без- годною смертию не помереть, яко же и прежде в Даурах двое детей от глада помроша…» . Другую челобитную царю о многострадальном старце Аввакуме через Лукьяна Кириллова попытался подать молодой диакон Благовещенско- го собора Феодор Иванов, но Лукьян Кириллов, возмущённый таким поведени- ем подчинённого, челобитную Феодору «в глаза бросил с яростию великою» 15 ; – 18 декабря 1664 г. – по указу «Великого государя царя и великого кня- зя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя Росии Самодержца куплено в рядех три теши белужьи межукосные болшие, две белуги мерные, три осетра, а дано пятнадцать рублёв, пять пуд патоки на вывес по два рубли за пуд, шесть вёдер уксусу по пяти алтын за ведро, да за бочку, во что влит уксус две гривны, всего за всё двадцать шесть рублёв с гривною; а та рыба и патака и уксус отвезено на двор Благовещенского собору к протопопу Лукьяну» 16 . (Дары царским духовникам иногда преподносились и без всякого повода, просто так – из чувств величайшей благодарности 17 ); – в марте 1665 г. вышеупомянутый диакон Благовещенского собора Фео- дор Иванов собрал полемические материалы в защиту старой веры и подал челобитную царскому духовнику Лукьяну Кириллову, в которой осуждал слу- жение по новопечатным служебникам. В связи с данной челобитной 9 дека- бря Феодора Иванова арестовали, а 13 мая 1666 г. его вместе с протопопом Аввакумом в Успенском соборе расстригли и «опроклинали» 18 . В марте 1666 г. царский духовник Лукьян Кириллов был отправлен в от- ставку; с этого момента его сменил в должности Андрей Савинов Постников. Остаток дней своих бывший Благовещенский протопоп Лукьян Кирил- лов провёл в Туле, при своём Казанском соборе 19 . Однако оставалось жить Лукьяну совсем недолго – между 1 сентября 1666 г. и 31 августа 1667 г. он умер 20 . Был похоронен у алтаря своей Казанской церкви 21 . После произошедшего в Туле большого пожара 1834 г. старый храм, сильно пострадавший от огня, решили разобрать и построить взамен него новый, по про- екту архитектора В. Ф. Федосеева. К работам приступили в 1838 г. Но в строи- тельной суете о старом захоронении бывшего протопопа вспомнили не сразу – только при закладке цокольного этажа, когда следов старого захоронения уже не осталось. Таким образом, могила Лукьяна Кириллова была утрачена.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=