Тульский краеведческий альманах №21 2024 г
Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 21 • 2024 150 Матери стал одним из наиболее чтимых на Руси: закладка Казанских храмов по стране происходила почти повсеместно. И тульский Казанский храм был возведён одним из первых в этой общегосударственной тенденции. В мае 1656 г. Лукьяна Кириллова пригласили на должность царского духовника и протопопа Благовещенского собора Московского Кремля (пре- дыдущий духовник царя Стефан Вонифатьев умер). Оставив свой свежепо- строенный Казанский храм и свой двор на служение местным священникам 8 , Лукьян переехал на новое место службы в столицу, где в дальнейшем всемер- но поддерживал патриарха Никона, способствовал претворению в жизнь его реформаторских идей 9 . Однако в описании дальнейшей судьбы Лукьяна Кириллова источники разнятся. С одной стороны, рассказывается, что он достаточно скоро после вступ- ления в должность попал в немилость царя и был удалён обратно в Тулу, поскольку решился на крайние воспитательные меры в отношении своего ду- ховного сына – отлучил Алексея Михайловича от святого причастия 10 . Слу- чилось это событие в июле 1658 г. в Петровский пост, когда у Лукьяна было одно горячее желание – любым способом уладить разрыв, случившийся меж- ду близкими ему людьми: царём и патриархом Никоном 11 ; налагаемая епи- тимия, как ему тогда казалось, была вполне подходящим средством: должна была отрезвляющим образом подействовать на монарха, помочь ему осознать всю трагичность ситуации и пересмотреть своё отношение к патриарху Нико- ну. Документальное подтверждение такого варианта развития событий вроде бы находятся – под размещение двора Лукьяна в Туле в сентябре 1658 г. по государеву указу был специально освобождён участок земли – снесены два лавочных места в горшечном ряду (впоследствии это место с северной сто- роны от Казанской церкви занял двор диакона Василия Яковлева): «…лав- ка посадского человека Гришки Меркулова… да место клети кирпичника Тимошки Матвеева... по указу блаженной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михаиловича Всеа Великия и Малыя и Белыя Ро- сии самодержца и по грамоте из приказу Володимерские четверти за при- писью дьяка Ивана Кондратова 166 ( 7166. – Е. П.) года сентебря 12 числа тем лавочным 2 местам велено быть под двором Благовещенского собору протопопа Лукьяна Кириллова, и оброк с тех обоих лавочных мест из окла- ду велено выложить» 12 . Об очень серьёзных последствиях произошедшего инцидента для протопопа упоминает И. Ф. Афремов – Лукьяну реально угро- жала ссылка на Соловки 13 ; убоявшись подобной перспективы, он вынужден был отменить своё решение и исполнить священное желание государя (т. е. разрешил ему причаститься). Но, с другой стороны, Лукьян Кириллов вроде как и не покидал Москву – по-прежнему числился Благовещенским протопопом, принимал участие в событиях московской жизни, активно поддерживал идеологическую линию патриарха Никона: – 14 марта 1660 г. Лукьян присутствовал на заседании Собора при зачи- тывании письма патриарха Никона царю, в котором, помимо желания Нико- на участвовать в рукоположении нового патриарха, излагалась его готовность после того удалиться в один из своих монастырей и просьба к царю не отби- рать у него эти монастыри 14 .
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=