Тульский краеведческий альманах №21 2024 г
149 Å. Þ. Ïëàòîíîâà. Ëóêüÿí Êèðèëëîâ – òóëüñêèé ïîï è äóõîâíèê öàðÿ Àëåêñåÿ Ìèõàéëîâè÷à не желал принципиально, либо оказался не ограничен в средствах и площади под постройку, поэтому для него не было особого смысла экономить. Во-вторых, Лукьян – это далеко не ординарная личность. Будучи туль- ским попом, он оказался вхож в высшие слои Московского государства, был лично знаком с царём Алексеем Михайловичем и основными иерархами православной церкви: будущим патриархом Никоном, духовником царя Сте- фаном Вонифатьевым, протопопом Аввакумом, участвовал в их жарких бо- гословских спорах 4 . В 1646 г. Лукьян затеял в Туле новое строительство – пе- рестроил в камне им же самим поставленные ранее две деревянные церкви, причём сделал это с привлечением государевых средств 5 ! Более того, позже челобитьем он добился выделения дополнительного участка под церковное устройство – близлежащие семь лавок серебряного ряда на торговой площади были удалены, а их места отданы под погост к церкви 6 . Новый единый храм был посвящён Казанской иконе Божией Матери, но прежняя церковь Михаи- ла Архангела сохранилась в его приделе: «…церковь в остроге у Пятницких ворот во имя собор архистратига Михаила, а ныне та церковь в пределе, а настоящая церковь во имя Пресв. Богородицы Казанские» 7 . Почему именно такое посвящение было выбрано новому храму? Популярность Казанского об- раза Богоматери предопределили недавние исторические события: 4 ноября 1612 г. войска народного ополчения, собранные Кузьмой Мининым, ведомые князем Димитрием Пожарским и осенённые чудотворным Казанским образом Божией Матери, выбили польских захватчиков из Китай-города, что стало началом конца великой смуты. После этих событий Казанский образ Божией Построенная попом Лукьяном Кирилловым на торговой площади в 1646 г. Казанская церковь, изображённая на гравюре начала ХIХ века * . Харлам Пастухов. «Вид города Тулы от оружейного завода». Фрагмент гравюры. 1807. Собрание ГИМ * Фрагмент описания этой церкви в тексте Писцовой книги 1685/1686 г.: «…от каменной городовой стены через ров и через Проезжую улицу, что ездят к Водяным деревяного города к воротам… на погосте церковь Пресвятыя Богородицы Казанские о 5 главах… а тот предел, что при прежних писцах (1625 г. – Е. П .) была настоящая церковь арх. Михаила, по левую сторону той настоящей церкви, под пределом погреб с выходом каменным… на том пределе на верху предел же преп. Сергия Радонежского чудотворца, на Сергиеве пределе колокольня каменная ж…» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 494. Л. 73 об.).
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=