Тульский краеведческий альманах №21 2024 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 21 • 2024 148 Е. Ю. Платонова Лукьян Кириллов – тульский поп и духовник царя Алексея Михайловича Что мы сможем узнать, заглянув в Википедию, о Лукьяне Кириллове, туль- ском попе, а затем, в 1656–1666 гг., – протопопе московского Благовещенского собора и духовнике царя Алексея Михайловича? Со ссылкой на труд историо- графа Н. Д. Извекова 1 этот ресурс сообщает о незначительности данной фи- гуры на общем историческом фоне, поскольку никаких особых сведений о его жизни и деятельности не сохранилось. Извеков приводит лишь три найден- ных им упоминания: 1 – Лукьян однажды заказал себе доставку служебных книг (на основе чего сделан вывод о его пристрастии к чтению), 2 – царскими деньгами раздавал милостыню нищим (что, в принципе, естественным обра- зом входило в его функции), 3 – оказался «тучен телом» (сообщается об этом со ссылкой на записи путешествовавшего по России в 1657 г. Павла Алеппско- го). Сразу заметим, что последний вывод Извекова о «тучности» Благовещен- ского протопопа был сделан некорректно: в цитируемом источнике речь шла об Архангельском соборе Московского Кремля и его старшем причте (прото- попе и протодиаконе), к описанию Благовещенского собора рассказчик на тот момент ещё и не приступал 2 , поэтому никаких подобных заключений, касае- мо тела Благовещенского протопопа, в данном контексте сделать невозможно. Можем ли мы смириться с такой безликой и даже уничижительной харак- теристикой Лукьяна Кириллова? Отсутствие сведений о человеке – достаточ- ный ли это повод для пренебрежительного отношения к нему? Личность этого тульского попа была явно незаурядной и загадочной. Во-первых, он строитель двух первых церквей на торговой площади у стен Тульского кремля, описываемых в Писцовой книге по Туле 1625 г.: «В остроге у Пятницких ворот церковь деревяна клетцки, на потклете, во имя Собо- ра Архистратига Михаила, а в церкви образ месной Собор Архистратига Михаила с чудесы на празелени, двери царьские и сени с Ивангилисты на празелени, по другую сторону царьсках дверей образ месной Пречистые Бо- городицы, одегитрие, на празелени, в северских дверях благоразумной раз- бойник, деисусы и праздники и пророки на празелени, пред деисусы паника- дило невелико медное, сосуды церковные, ризы и книги и колокола строенье попа Лукьяна Кирилова. Другая церков теплая деревяная, клетцки, во имя Дмитрея Прилутцкого чюдотворца, а в церкви образ месной Дмитрея При- лутцкого, обложен серебром, двери царские и деисусы на празелени, сосуды церковные и книги и ризы тож. На церковной Архангельской земле дв. попа Лукьяна Кирилова… за нимживет бобыль Тимошка Деме(н)тьев, пришел из Лиховитской вол. лет с 5, оброк платит попу Лукьяну. В ызбенке пономар Бориско Иванов...» 3 . Заметим, что это был последний храм в городе, построен- ный в парном варианте (большой холодный храм, а рядом с ним маленький тёплый зимний): практика подобного строительства закончилась еще в конце ХVI в., в дальнейшем тёплый храм обычно располагали «под крылом» у хо- лодного, что было экономически оправданно. Одно из двух: либо Лукьян при- держивался ортодоксальных взглядов в храмостроении и строить по-новому

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=