Тульский краеведческий альманах №21 2024 г
Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 21 • 2024 128 при поиске режиссёра и администраторов. Специалисты просили оклады 400–500 руб., что было непосильно для Тулы. Актёрский оклад в провин- ции варьировался от 75 до 150 руб. В сентябре 1926 г. была собрана труппа в новом составе в количестве 40 человек для работы в пяти театрах Тулы. Судя по отзывам зрителей и публикациям в прессе, труппа была удачно подобрана и пользовалась ус- пехом. Штаты драмтеатра составляли: аппарат управления – 5 чел., главный режиссёр – 1 чел., помощник режиссёра – 2 чел., суфлёры – 2, художники-деко- раторы – 2, артисты: мужчины – 19, женщины – 14, учён[ые] сп[ециалисты] – 10 чел.; технический персонал – 14 чел., административно-обслуживающий персонал – 12 чел. Итого: 81 человек 31 . В начале сезона, вследствие отсутствия в театре самых примитивных аксессуаров сцены, режиссёрам приходилось смиряться с невозможностью улучшения художественного и материального оформления пьес. Драпиров- ки имели жалкий вид, полотна подкатывались и портились, так как сцена имела недостаточной высоты колосники и произвести «чистую перемену» было невозможно. Мебель, ковры, драпри и реквизит находились в хаотич- ном состоянии. Чтобы скрыть нищету сцены, для художественного улучше- ния постановок пришлось написать ряд новых декораций, которые в процессе перебросок по районным театрам также превратились в негодный хлам. Не- смотря на все сложности, задачи, поставленные губисполкомом и горсоветом перед УТП, были выполнены. За 160 дней сезона 1926–1927 гг. драмой УТП было поставлено 177 спектаклей, из которых в госдрамтеатре – 86 (с посе- щаемостью 61 920 чел.), из них рабочих – 15 480 чел. Из репертуара «играны» по нескольку раз: «Шторм» – 5 раз, «Цемент» – 5 раз, «Чудеса в решете» – 6 раз, «Келья» – 5 раз, «Кто виноват» – 6 раз; «Любовь Яровая», «Мандат», «Три вора», «Ревизор», «Потонувший колокол», «Горячее сердце». Помимо контроля и обеспечения драмтеатра, УТП занималось организа- цией гастролей. В конце сезона 1927 г. предстояло провести ряд гастролей артистов: Цесевича, Хенкина, Загорской, МХАТ, две постановки бывшего Корша, пять гастролей оперетты. Летний сезон 1927 г. предполагалось от- крыть с 1 июня «в садах ТОМСКОГО, бывш. ПРОЛЕТА [нрзб ] 32 , и СЕРП И МОЛОТ», давая представления оперные, оперетты, театра сатиры, а также провести ряд отдельных гастролей и народных гуляний. Анализируя проблемы и достижения, дирекция театра пришла к вы- воду, что, учитывая опыт прошлой работы 1926–1927 гг., одну труппу для четырёх театров 33 создавать нельзя, так как дело приобретает нездоровый характер. Например, пьеса на сцене в 12 аршин не может идти на сцене в 6 аршин с той же художественной установкой, и, приспосабливая сложную пьесу к пяти сценам, естественно, получалась иногда «антихудожественность». Предстояло составить две труппы. Первая труппа, в количестве 27 человек, предназначалась для более сложных пьес, вторая труппа, в количестве 15 че- ловек, для менее сложных пьес. Обе труппы обслуживали все четыре театра с расчётом, чтобы труппа с большим составом была прикреплена к проф- театру (т. е. театру драмы) и к театру «Красный оружейник», а малая – «Серп и молот» и «Металлист» 34 . На театральный сезон 1927–1928 гг. главным режиссёром пригласили И. А. Ростовцева. К концу 1927 г., в разгар театрального сезона, возникли разногласия между режиссёром и директором УТП по репертуару и кассо-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=