Тульский краеведческий альманах №21 2024 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 21 • 2024 126 В 1922–1926 гг. Тульский драматический театр владел двумя зданиями: летним, на углу улиц Бундурина и Первомайской, и зимним, на улице Ком- мунаров, 55. Чтобы поддержать материальное благополучие театра, здания периодически сдавали в аренду организациям. Например, на сезон 1923–1924 гг. сдали в ведение Воздухофлота 23 и физкультуры при условии сохранения ру- ководства за дирекцией театра. Вследствие материальных трудностей в декабре 1923 г. дирекция плани- ровала в театре открыть лотто (разновидность рулетки). В то время дирек- тор С. К. Сергеев подал доклад в губернский отдел народного образования, в котором изложил кризисную ситуацию в театре. Он писал, что зрелищные предприятия России потерпели полный финансовый крах, особенно драма- тические театры. Прекратилась работа в Одессе, Киеве, Нижнем Новгороде, Казани, Харькове. «В этих городах до революции дела всегда шли удовлетво- рительно, а в настоящее время театры пустуют и приносят буквальный дефи- цит, а работники ведут полуголодное существование». Безденежье граждан и неустойчивость рубля, непосильные налоги на зрелищные предприятия и огромный расход по ведению хозяйственной стороны предприятия – тако- ва реальная ситуация театрального дела в провинции. Наблюдалось кри- тическое отношение зрителей к репертуару, который не пополнялся совре- менными пьесами. «Семь лет пережёвываются на сцене одно и то же – или обывательски-слащавая драма, или комедия с оттенком фарса, а иногда и замаскированная порнография», – докладывал С. К. Сергеев 24 . В некоторых городах пришли к выводу, что театр – предприятие убыточное, не дающее ничего в смысле идеологическом и культурно-просветительском, и нашли выход в коммерческом решении. Взяв за основу идеологическую сто- рону, создали репертуар классового характера. «Буржуазию и нэп» перевели в соседнее с театром помещение и стали «выкачивать» из них средства для театра посредством лотто. Эта мера давала полную возможность поддержать репертуар, сделала театр учреждением достойным называться «учреждение культурно-просветительное», а с другой стороны, дала возможность рабочим воспринимать театр с точки зрения пролетарской идеологии. Тульский губис- полком одобрил намерение С. К. Сергеева допустить азартные игры. Но Пре- зидиум ВЦИК отклонил предложение директора С. К. Сергеева об организа- ции лотто в Тульском драматическом театре 25 . Следует добавить, что в Туле были клубы лотто, методические рекомендации об особенностях игры давал известный русский артист Александр Петрович Дивеев 26 . В фондах Государственного архива Тульской области сохранился отчёт о деятельности зрелищных учреждений за 1922–1926 гг. Документ базовый и заслуживает фрагментарного пересказа. Театр – учреждение коммерческое, работал на хозрасчёте, показателем успеха служил денежный эквивалент. К 1926 г. основными художественно-зрелищными предприятиями в Туле бы- ли: Тульский драматический театр, цирк, кино «Форум», «Бобякина» и «Спар- так». Действовали крупные рабочие клубы: железнодорожников и Народный дом. Наиболее запущенной «отраслью этой работы» оказался Тульский дра- матический театр. При директоре А. А. Юрьеве в 1922 г. на развитие и поста- новки от разных учреждений (губисполкома, экосо, губкома, губоно) получе- но 184 397 руб., что в золотом исчислении того времени составляло 4600 руб. В 1923 г. при директоре А. А. Юрьеве получено 434 925 руб. 14 коп., или зо- лотом 7000 руб. Таким образом, за сезоны 1922–1923 гг. директором театра

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=