Тульский краеведческий альманах №21 2024 г

123 Ë. Í. Äçèãîâñêàÿ. Èç èñòîðèè ñîçäàíèÿ Òóëüñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî äðàìàòè÷åñêîãî òåàòðà спектаклей. Н. И. Сапфирский остался верен себе: его привлекала педагоги- ческая деятельность и новые таланты, поэтому сверхзадачей было выявление музыкально-драматических дарований и участие любителей в спектаклях наряду с профессиональными мастерами сцены 7 . После окончания Граждан- ской войны сведения о Н. И. Сапфирском не выявлены. При бюро Н. И. Сапфирского работал театральный коллектив, представ- ления шли в саду «Эрмитаж» для раненых воинов Красной армии. Театр «Эр- митаж», принадлежавший гражданину Астамбовскому, был реквизирован Военно-революционным комитетом для Солдатского дома Тульского гарнизо- на еще в декабре 1917 г. 8 . В ведении художественной комиссии находились творческие коллективы при клубах. При каждом крупном промышленном учреждении состоял те- атральный кружок. Например, при Тульском оружейном заводе (ТОЗ) был культурно-просветительный комитет, в состав которого входила театральная секция. Материальная часть театральных студий, находившихся на самооку- паемости, пополнялась «революционно». Например, в 1923 г. была ликвиди- рована Воскресенская церковь на ТОЗ, имущество церкви отдали на рекви- зит рабочего театра 9 . 19 сентября 1918 г. в «Известиях ВЦИК» было опубликовано Положение Наркомата просвещения «О Центральном театральном отделе» (ЦТО НКП). Отдел контролировал и координировал деятельность провинциальных театров посредством местных подотделов. Находился в ведении Наркомата просвеще- ния. Целью деятельности административной структуры являлось создание нового театра, соответствовавшего новой исторической реальности. Позднее, 26 августа 1919 г., появился декрет «Об объединении театрального дела», гла- сивший, что театры являются национальным достоянием и субсидируются го- сударством. По всей стране возникали новые театры и театральные студии. Осенью 1918 г. отделом народного образования при Тульском губиспол- коме была разработана программа перспектив развития театральной дея- тельности 10 . В ней говорилось, что прежний театр мало подходил к интересам народа по своему репертуару. Причина явления такова: «Русская культур- ная мысль, самая идейная и человечная на всем земном шаре, была загнана, забита и потому не дала тех плодотворных ростков, какие она могла дать». Старый русский театр со временем должен измениться, а пока следует до- вольствоваться тем, что есть, стараясь находить в мировой драматургии но- вые и забытые идейные пьесы. Согласно документу, труппа, находившаяся в ведении отдела народного образования, должна обслуживать два театраль- ных здания: Новый театр и Народный дом. В Новом театре планировалось ставить пять-шесть спектаклей в неделю и в Народном доме – два-три. План, организацию и репертуар должны разрабатывать театральная комиссия и представители от Союза артистов. В труппе должно числиться 27 артистов, директор, помреж и суфлёр 11 . Помещение для театральных представлений в Туле уже имелось при клубе Дворянского собрания (Новом театре). До декабря 1917 г. клуб Дворян- ского собрания был опечатан, театральные помещения находились в ведении дирекции. 28 декабря 1917 г. ВРК Тульского совдепа командировал предста- вителя для снятия печатей со здания Нового театра, а в январе 1918 г. на его сцене шли благотворительные спектакли коллектива любителей для воен- ной организации РСДРП(б) 12 .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=