Тульский краеведческий альманах №21 2024 г
Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 21 • 2024 122 Л. Н. Дзиговская Из истории создания Тульского государственного драматического театра Советская власть внесла новые веяния в структуру зрелищных органи- заций, творческий процесс и сценическое выражение. Творческие поиски и дерзания, разнообразие художественных форм, стилей, жанров были неотъем- лемыми качествами этого процесса. В документах Государственного архива Тульской области сохранился ма- нифест «Просветительного Общества в память 27 февраля 1917 года “Культу- ра и Свобода”». К манифесту прилагается устав. Авторы документов: Максим Горький, Вера Фигнер, В. Г. Архангельский, В. И. Чарнолусский 1 . Целью общества «Культура и Свобода» являлось: «…насаждать среди ши- роких кругов населения основы культуры и знаний в духе свободы и самоде- ятельности, объединяя на этом пути разрозненные усилия всех действующих в России организаций в деле просвещения и гражданского воспитания народ- ных масс». В мае 1918 г. устав, манифест и сопроводительное письмо были по- лучены в Туле. Оргкомитет общества «Культура и Свобода» нуждался в учёте всех творческих коллективов губернии и обращался с просьбой в губисполком предоставить их список. Сопроводительное письмо подписано Верой Фигнер 2 . Идеи, изложенные в уставе общества «Культура и Свобода», легли в ос- нову театральной политики советского государства до начала Великой Оте- чественной войны. Вопрос о «насаждении среди широких кругов населения основы культуры и знаний» сложный, требует отдельного исследования, по- этому не будем отвлекаться на рассуждения. Обратимся к документам архи- ва, свидетельствующим о формировании административных структур и теат- ральных коллективов. Ссылаясь на обращение Веры Фигнер, в мае 1918 г. тульский губисполком учредил художественно-театральную комиссию при отделе народного образо- вания. Функции комиссии состояли в учёте и контроле творческих коллекти- вов и отдельных деятелей 3 . В провинции повсеместно откликнулись на призыв просветительного об- щества. Аналогичные идеи давно веяли в среде творческой интеллигенции. Страна всегда была богата талантами, обладающими знаниями и опытом. В Туле с 1912 г. уполномоченным Русского театрального общества 4 состоял Николай Иванович Сапфирский, живший на улице Петровской, 51 (совре- менная улица им. Ф. Энгельса). В мае 1918 г. он присутствовал на съезде 5 в Москве и не смог явиться на заседание, посвящённое созданию художествен- но-театральной комиссии. Как представитель РТО, он настойчиво добивался включения его в состав комиссии 6 . В июле того же года Н. И. Сапфирский основал «культурно-просветитель- ское художественно-артистическое театрально-музыкальное бюро», разрабо- тал свою образовательную программу. Вскоре творческий коллектив Н.И. Сап- фирского стал паевым кооперативом «Театр и искусство», имевшим свой устав. Целью кооператива была организация оперных и драматических
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=