Тульский краеведческий альманах №20 2023 г
95 Ë. Í. Äçèãîâñêàÿ. Îò Òóëüñêîãî îòäåëåíèÿ ÐÒÎ ê Òóëüñêîìó îòäåëåíèþ ÂÒÎ Л. Н. Дзиговская От Тульского отделения РТО к Тульскому отделению ВТО Названная тема исследователями истории театра в городе Туле не раз- рабатывалась ранее, поэтому отсутствует возможность опереться на публика- ции. Статья создана на основе документов, хранящихся в Государственном архиве Тульской области. Как известно, в 1894 г. Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям было реорганизовано в Русское театральное общество (РТО). Главной своей целью РТО считало «содействие развитию театрального дела в России» 1 . Первый документ о деятельности Русского театрального общества выяв- лен в фонде «Канцелярия Тульского губернатора». Сообщение совета Русско- го театрального общества за январь 1900 г. адресовано тульскому губернатору В. К. Шлиппе. Письмо содержит благодарность за содействие в назначении агентом совета театрального общества в уездном городе Белёве Тульской гу- бернии С. И. Уланова 2 . В губернии постепенно увеличивалось количество уполномоченных РТО. Из следующего благодарственного письма от 15 сентября 1900 г. узнаём, что за истекший период, по рекомендации губернатора, назначен агентом в Туле Ф. Ф. Мейер 3 . В июле 1901 г. к исполнению обязанностей уполномоченного совета Рус- ского театрального общества в уездном городе Крапивне рекомендован на- дворный советник Н. А. Игнатьев 4 . Сообщения подписаны председателем Русского театрального общества А. Е. Молчановым 5 . При назначении уполномоченных правление Русского театрального обще- ства соотносилось с губернскими властями. В 1901 г. президент Русского теат- рального общества великий князь Сергей Михайлович выражал благодарность тульскому губернатору Н. А. Зиновьеву за содействие по выполнению задач «…в деле упорядочения и правильного развития русского частного театра» 6 . В XIX – начале ХХ в. все театральные коллективы в Туле были частными. В 1904 г. РТО было принято «под августейшее покровительство Его Им- ператорского Величества» и стало называться Императорским Русским те- атральным обществом. По воле президента Императорского Русского теа- трального общества великого князя Сергея Михайловича уполномоченные театрального общества исполняли обязанности не только там, где были теа- тры с постоянными труппами или театральные залы, но и там, где устраива- лись случайные спектакли заезжих трупп и местные любительские спектак- ли. По ходатайству совета театрального общества в уездных городах Тульской губернии – Алексине и Венёве – появились представители ИРТО. В Алексине уполномоченным театрального общества назначили столоначальника поли- цейского управления В. И. Георгиевского. В Венёве – инспектора венёвского городского училища коллежского асессора А. И. Спицына 7 . В начале ХХ в. в театральной жизни Тулы произошли исключительно важные события: появились помещения, приспособленные к театральным постановкам. Это отдельная тема, позволяющая понять менталитет общества и развитие театральной деятельности, которую следует изложить.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=