Тульский краеведческий альманах №20 2023 г
7 Ì. Â. Åôèìîâà. Òþëüïà. Ïðàçäíèêè çàðå÷íîé ñòîðîíû там действительно тюльпой 9 . Упоминаний об этом празднике в нашем горо- де мне не встретилось. По утверждению И. П. Сахарова, семик в Туле был не известен 10 , а судя по приведённым ниже документам и свидетельствам, тюльпой в нашем городе называли народные праздничные гуляния весен- не-летнего цикла. Например, случай, описанный в рассказе Вл. Соколова, произошёл на «самую Казанскую». Это летний праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, который отмечается 8 (21) июля. Но народные гуляния начинались задолго до него, как только вступала в свои права долгожданная весна. «Со Святой недели начинаются городские и сельские гулянья, разыгрывание хороводов и окликание весны. В Туле гулянье называется тюльпою » 11 , – пи- сал И. П. Сахаров. Святая неделя, она же Пасхальная, – праздник Светлого Христова Вос- кресения, который объединился «в народном воображении с весенним возрож- дением природы, как бы принимающей участие в радостном праздновании величайшего из евангельских событий, знаменующего светлую победу над тьмой смерти. С этим связан был старинный обычай зажигать перед церквя- ми и по холмам костры во время Светлой заутрени…» 12 . Нельзя сказать достоверно, существовал ли такой обычай в Туле, но дру- гая тульская традиция хорошо описана И. П. Сахаровым. В первый день Свя- той недели поселяне Тульской губернии караулили солнечный восход: «Взрос- лые мужчины выходят смотреть на колокольни, как будет играть солнце; а женщины и дети наблюдают появление его на пригорках и крышах домов» 13 . С первыми его лучами дети запевали песни, славящие солнце, а взрослые по- селяне внимательно наблюдали за его восходом, так как появление светила в чистом небе связывали с хорошим урожаем и семейным благополучием. В большие праздники народ соблюдал как церковные обряды, так и свои старинные, восходящие к язычеству 14 . До принятия христианства у русского народа уже существовали праздники и обряды, такие как зимний и летний солнцеворот, встреча весны, праздник жатвы и другие. После принятия пра- вославия старинные дохристианские праздники и обряды были приурочены к церковным. Это привело к тому, что в эти дни люди предавались безудерж- ному веселью к большому неудовольствию церкви. В Туле самыми главными и торжественными событиями были праздники на Петров день и Троицу 15 , которые тоже называли тюльпой. И самое раннее упоминание этого термина связано с петровскими гуляниями. Обнаружено оно в географическом описании города Тулы 1768 г., в котором засвидетель- ствовано, что городские обыватели «держатся ещё старого обыкновения. Одно увеселение о Петрове дни из давних лет употребляется, называемое тюлпа; гуляют три дни и качаются на качелях» 16 . Петров день – народное название христианского праздника, дня памяти апостолов Петра и Павла. Он приходится на самый пик лета, когда обычно стоят жаркие, солнечные дни. Наши предки верили, что на восходе этого дня солнышко «играет», караулили его, чтобы наблюдать это явление. Петровские гуляния, проходившие почти по всей России с песнями, хо- роводами и рельными качелями, в нашем городе, по сведениям И. П. Са- харова, имели ещё одно название – облупа. «В Туле гуляют на оружейной стороне, и само гулянье слывёт Облупою. Там говорят: “пойдем на Облу- пу. – Был ты на Облупе?”. В Туле к этому дню окрашивают яйца в жёлтую
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=