Тульский краеведческий альманах №20 2023 г

63 учить их придерживаться правильного образа жизни, привить им необходи- мые для здоровья гигиенические навыки. Эти дети никогда не бывали в деревне, поэтому во время прогулок по окрестностям воспитательницы знакомили их с окружающим миром, с расте- ниями и животными, даря им массу новых впечатлений и обогащая знания. «…Ребёнок лето проводит на реке, на лугу, работает в поле, ходит в лесу, со- бирает грибы, насекомых, наблюдает резвящихся рыб, суету муравьёв, спра- шивает обо всём, чего сам не поймёт, и получает объяснение того, как жизнь на свете идёт. Этот ребёнок, не умевший отличить ель от сосны, не видавший овец, видит теперь, как идут полевые работы, может сам проследить историю куска хлеба; он наблюдает новую – крестьянскую трудовую жизнь. Все эти новые впечатления жизни глубоко западают в душу ребёнка, служат основой целого роя новых представлений и мыслей, широко раздвигают его городскую ограниченность…» 20 . Первое десятилетие работы детской колонии ТО РООНЗ Где же эта детская колония размещалась? Как работала? Какими усилия- ми членов отдела обеспечивалось её развитие? Ознакомимся более подробно с жизнью детской колонии. В первый год колония была устроена в имении одного из членов общества, предоставленном бесплатно, но точно установить, в каком именно, нам не уда- лось. В 1897 г. этот опыт размещения повторился: детскую лечебно-санитарную колонию для 25 мальчиков и 25 девочек организовали в усадьбе председателя ТО РООНЗ Н. П. Черносвитова в селе Подосинки Ефремовского уезда. Это противоречило рекомендации организовывать колонии для мальчиков и девочек в разных местах. В отчёте за 1897 г. были названы плюсы и минусы совместного содержания колонистов разного пола. Конечно, такое содержание было экономически выгодно, но неудобства перевешивали: «…1) Трудность лечебно-воспитательного и административного надзора за большим числом колонистов вообще, а в частности за особенностью некоторых мероприятий ввиду полового различия колонистов; 2) большим затруднением для заведую- щего персонала вести большое хозяйство с необходимою аккуратностью; 3) не меньшим затруднением для заведующих – правильно организовать занятия, игры, гуляния и пр. при большом количестве колонистов, большой разности их возраста и той же – пола; 4) трудностью добывать низший служебный пер- сонал для больших мест и 5) затруднением совершенно правильно выполнять назначение врачей за недостатков времени и массой назначений» 21 . Поэтому было решено искать второе помещение, соответствующее сани- тарным нормам. Найти такого не удалось, и член ТО РООНЗ Э. И. Виганд 22 предложил усадьбу в своём имении близ станции Ясенки Московско-Калуж- ской железной дороги. Осмотр усадьбы показал полную пригодность её для размещения колонии, а вопрос купания детей в чистом пруду был решён бла- годаря предоставлению гг. Кулешовыми своего чистого пруда и разрешению пользоваться их купальней. Было также получено разрешение от владельцев близлежащих лесов и полей на гуляние на их территории. В 1898 г. 28 девочек разместились в имении Э. И. Виганда, а 28 мальчи- ков – в имении Н. П. Черносвитова. В усадьбе Виганда за девочками наблюдали две надзирательницы: стар- шая – А. Н. Бурунова, младшая – г-жа Рождественская (имя не уточнено), Ã. Ð. Ñåðãååâà. Äåòñêàÿ ñàíèòàðíî-ëå÷åáíàÿ êîëîíèÿ èì. Ñ. Ã. Îçåðîâà (1896–1914)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=