Тульский краеведческий альманах №20 2023 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 20 • 2023 58 насыщает воздух вредными газами и болезнетворными микроорганизма- ми…» 4 . К этому можно добавить запруды оружейного завода и искусственные болота, образованные городским управлением для пожарных целей в разных частях Тулы; немало таких болот было и за городом в усадьбах. Кроме того, сборка и отделка традиционных тульских изделий – самова- ров, оружия, гармоней – осуществлялись на фабриках, а изготовление дета- лей – по домам, кустарно. Мастеровые имели дело с железом, медью, цинком, свинцом, кислотами, лаком. Дети (как мальчики, так и девочки) уже в воз- расте 8–9 лет начинали серьёзно помогать своим родителям, часто посвящая работе не меньше времени, чем взрослые. В своем докладе С. Г. Озеров так характеризовал обстановку, где жили и одновременно работали ремесленники: «Большинство домов наших рабо- чих, занимая пространство от 6 до 10 квадратных аршин (от 3 до 5 м 2 . – Г. С .), вмещают в себя и всю семью, и мастерскую, и иные хозяйственные принад- лежности. Воздух таких жилищ представляет нечто трудно поддающееся описанию: тут не только обычная грязь и нечистота всяких жилищ бедных, не только газообразные, парообразные и некоторые твёрдые отбросы челове- ческого организма, но и громадное количество железной, стальной, медной, свинцовой и цинковой пыли, запах гнилого животного клея, жжёных рогов животных, испорченного варёного масла, нередко паров азотной и серной кислот и т. п. В таких конурах, именуемых домами, кишащих мириадами всяких болезнетворных организмов, населённых людьми и паразитами, со- провождающими их, воздух которых постоянно пропитан вредными газами и металлической пылью, нарождается новое поколение таких же обездолен- ных тружеников, как и их родители» 5 . Школа также не способствовала укреплению здоровья детей: требования гигиены не соблюдались, учебный процесс основывался на устрашении, про- грамма не была приспособлена к особенностям детской психики. Не все дети ремесленников посещали школу, но те, кто учился, во внешкольное время, как правило, помогали родным в мастерских. На отдых времени не остава- лось. В 12–13 лет школьное обучение у мальчиков заканчивалось и начина- лось более серьёзное обучение профессии или дома, или у других мастеров. К 15–17 годам большинство детей тульских рабочих становились вполне са- мостоятельными рабочими наравне со взрослыми, ни в чём не отставая от них, даже в употреблении табака, водки и других «удовольствий», что предла- гали улица и трактир. С. Г. Озеров не осуждал рабочих: «Надорванное здоровье с первых лет жизни в ужасающей обстановке, вечная бедность и материальная необеспе- ченность завтрашнего дня, непосильный детский и отроческий труд, продол- жающий усиленно разрушать здоровье, полное отсутствие умственной пищи, ежедневно требует пищи и какого-либо забвения от всего переживаемого, а завтрашний труд обязывает подбодрить истощённую нервную силу для вы- полнения новой работы» 6 . «Что же после сказанного удивительного и необычного в том, что по смерт- ности населения Тула занимает второе место в России (42 человека на 1 ты- сячу): ежегодно не одну сотню наших рекрутов военное ведомство возвращает назад за негодностью, что чахотка развита в нашем населении до ужасающих размеров, что эпидемии заразных болезней не покидают город ни в какое вре- мя года и ни при каких условиях, чередуясь только по виду и силе развития

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=