Тульский краеведческий альманах №20 2023 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 20 • 2023 6 М. В. Ефимова Тюльпа. Праздники заречной стороны Во все времена праздники являлись неотъемлемой частью жизни общест- ва. Массовые празднества под открытым небом, сопровождающиеся песнями, хороводами, играми, назывались гуляниями, а определённое для них место, общественный сад или роща – гульбищем 1 . В преддверии праздников горожа- не готовили свои лучшие наряды, в местах гуляний устанавливались качели, карусели, балаганы. Почти не осталось свидетельств, где и как проходили гуляния в Туле в предшествующие столетия, лишь иногда в книгах И. П. Сахарова 2 мож- но встретить краткие упоминания о тульских праздничных традициях. Но в совокупности с другими обнаруженными источниками, в том числе лите- ратурным, они помогли приоткрыть завесу над малоизученной стороной жиз- ни туляков. Найденные документы и свидетельства относятся к XVIII–XIX вв. В то время Тула делилась рекой Упой на две части – городскую и зареченскую. Последняя же в свою очередь состояла из Оружейной (Кузнецкой) и Чулков- ской слобод, которые в основном были заселены казёнными оружейниками, или, как их называли, «казюками» 3 . Некоторое представления о праздничных гуляниях даёт «Описание видов города Тулы, составленное Н. Ф. Андреевым…» в 1856 г. 4 . В частности, автор отметил, что гульбища бывают «в парках, или садах, ближайших рощах, или на бульварах. К сожалению, первых двух у нас в Туле, нет, да и третьих ни- когда не существовало; остаётся один, бульвар, обрамляющий наш древний кремль» 5 . Однако это справедливо лишь для городской стороны. В большие праздничные дни совсем другие места привлекали народ для гуляний. Горо- жане устремлялись в заречную часть города, туда, где жили простые рабочие, которые трудились до изнеможения, но и веселились от души. Тульские оружейники, пропитанные «кузнечным и медяным запахом», на руках и лицах которых была «рабочая изгарь, копоть и сажа», с наступлени- ем праздника буквально преображались: «…эти оборванцы умоются, оденут- ся и станут молодцами», – отмечал автор небольшого рассказа Вл. Соколов. «И вот из знакомой толпы образовалось приличное общество. Задвигались сани с достаточными фабрикантами, запестрела слобода народом» 6 . А ещё он подслушал разговор в семье оружейника в праздничный день, обернувшийся для последнего несчастьем, – у него украли пару лучших го- лубей. У мастера с самого утра были нехорошие предчувствия, а жена насме- халась над его предрассудками и куда-то звала: «ты казюк необразованный, то и примечаешь так; надо на тюльпу идти, значит, с ней в лес на гулянье – прохладиться» 7 . Такое приглашение у современных туляков вызовет, по меньшей мере, недоумение, но жители нашего города прошлых столетий прекрасно понима- ли, куда и зачем их зовут. Позвать на тюльпу было так же естественно, как в наше время пригласить в парк, театр или кино. Согласно словарю В. И. Даля, тюльпой называли праздник семик или се- мицкие гулянья 8 . В Москве этот праздник был очень популярен и назывался

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=