Тульский краеведческий альманах №20 2023 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 20 • 2023 50 храм в селе Частое, о чём сви- детельствуют метрические кни- ги. Несмотря на все изменения приходских границ, приход оставался достаточно большим и богатым. В 1911 г. в приходе числилось 2959 прихожан. Тем не менее храм, построен- ный в первой половине XVIII в. помещиком Н.М. Сухотиным по храмозданной грамоте, подпи- санной епископом Коломен- ским и Каширским Саввой 2 , в XIX в. уже был мал для та- кого большого числа прихо- жан. За сто лет существования храм заметно обветшал. В нача- ле XIX в. церковные старосты и управляющие дворянскими имениями подавали несколько последовательных прошений о разрешении ремонта церкви 3 . Наконец, только в 1890-е годы храм был капитально отремон- тирован, а трапезная расширена за счёт пристройки придела в честь святите- ля Николая Мирликийского 4 . Дворянский род Хитрово, которому к середине XIX в. почти полностью принадлежали земли села, жертвовал на нужды храма и денежные суммы, и культовые предметы. Причем, считая себя полновластным хозяевами, не- редко Хитрово или их управляющие конфликтовали с представителями церковного причта. Споры вспыхивали, как правило, за церковную землю. Поскольку после упразднения второго штата церковнослужителей, как сви- детельствовали причетники, эта земля не была разделена на оставшихся представителей основного церковного штата, часть земли незаконно захва- тил управляющий имением Хитрово. И в этом конфликте мы впервые позна- комимся с героями нашего повествования. В 1863 г. от тайного советника Захара Алексеевича Хитрово поступило ходатайство в Тульскую духовную консисторию об удалении из села Казачьи Присады дьячка Николая Вознесенского и пономаря Ивана Рождественско- го 5 . Дворянин писал: «И прежде я был недоволен поведением дьячка Возне- сенского и пономаря Рождественского, причетников своего села Присад, но терпел их и ожидал исправления. В настоящее время, при моём им замеча- нии в непослушании, они лично оказали мне грубости и дерзости. Посему, не желая им вредить в получении других мест, прошу без всяких последст- вий удалить их из моего села. Иметь их причетниками не могу» 6 . Письмо в консисторию явно показывает отношение Захара Алексеевича к церкви в селе как к своей собственности, несмотря на то что и храм, и кладбище, и дома причта стояли на своей собственной – выделенной – земле. Забегая вперёд, раскроем интригу: Тульская духовная консистория отказала в проше- Руины церкви Дмитрия Солунского в с. Верхние Присады. Фото автора

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=