Тульский краеведческий альманах №20 2023 г

49 Ì. Î. Ñàôðîíîâà. Ñòðàñòè ïî-äîñòîåâñêè: îäèí äåíü èç æèçíè ïðèõîäà ñåëà Êàçà÷üè Ïðèñàäû М. О. Сафронова Страсти по-достоевски: один день из жизни прихода села Казачьи Присады История из истории – это какой-то маленький факт, казус, случай, собы- тие, которое зачастую может казаться незначительным в масштабах не только всероссийской истории, но и даже истории региональной. Такие «микроисто- рии» остаются вне поля зрения исследователя, пока они не актуализируются в качестве иллюстраций крупного события или процесса, не становятся исто- рическим аргументом или статистической погрешностью. Эти факты, покры- тые пылью времён, ждут своего часа на полках архивов и библиотек, таятся в памяти людей. Однако, как показывает практика, именно эти камерные эпизоды в изучении провинциальной истории играют особую роль – они дела- ют знание о прошлом ярким, объёмным, заполняют пустоты необычно инте- ресным материалом историко-повседневного характера. Но главную ценность эти истории представляют для людей, ищущих самые мелкие крупицы ин- формации о своих предках или своём родном населённом пункте. В рамках истории повседневности, историко-антропологического подхода всё чаще центром исследования становится не просто «человек в истории» – ве- ликий деятель своей эпохи, а «маленький человек» – и конкретная личность, и типичный представитель своей социальной группы. И истории из жизни этих «маленьких людей», «маленьких городов/посёлков/сёл» открывают нам другую историю – не далёкую политико-экономическую концепцию или тео- рию, а близкий каждому человеку нарратив, рассказ не о деятельности пред- ставителей высоких чинов и званий, а о простых людских судьбах. Настоящая статья посвящена такой маленькой истории о маленьких лю- дях – случаю, произошедшему в далёком 1882 г. в селе Казачьи Присады с представителями церковного причта. Но для начала необходимо ознако- миться с местом действия и главными действующими лицами. Село Казачьи Присады в конце XIX в. относилось к Частинской волости Тульского уезда и было центром церковного прихода. В селе с конца XVI в. существовал храм в честь святого равноапостольного Дмитрия Солунского 1 . В храме долгое время было два штата церковнослужителей, но в середине XIX в. второй штат был упразднён. География прихода периодически меня- лась – территорию этой церковной административной единицы прорезала река Шат, разливы которой и затопление мостов зачастую мешали жителям дальних деревень добираться до приходского храма не только к воскресной литургии, но и даже по большим праздникам. В начале XIX в. в приходе, кроме села Казачьи Присады (разделённого по владельцам на «полусело» Присады и деревню Дуровщину), были: деревня Нижние Присады, сельцо Бредихино, деревня Егорьевская (Георгиевское), деревня Вьёвка, деревня Морозовка, деревня Сежа, деревня Пещерово (Пе- щурово), деревня Балабаевка, деревня Кошинская (сельцо Кошино/Ковшино), деревня Болговая (ныне г. Болохово). В середине века из Присадских выселок выросла деревня Марьино, вошедшая в приход, а сельцо Кошино и д. Болго- вая перешли в приход села Новое. Жители деревень Балабаевка, Пещерово и Морозовка, хотя и числились до революции в приходе, но чаще посещали

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=