Тульский краеведческий альманах №20 2023 г
Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 20 • 2023 38 не общие виды улиц, а портреты исторических зданий, подчёркивая чисто- ту архитектурных линий и выразительность общего объёма. Именно потому, что главным действующим лицом на видовых открытках Красного Креста яв- ляются архитектурные памятники, по сравнению со снимками на открытках других издательств, фотографии, лёгшие в их основу, почти всегда безлюд- ны. На них мы не встретим пульсации городской жизни, но зато почувствуем своеобразную красоту и уют старого губернского города. Примечания 1 Каталог открытых писем с видами города Тулы / [сост. Ю. А. Бардин; под общ. ред. М. Б. Тенцера]. Тула: Борус, 2007. С. 28–29. 2 Тула на старой открытке : альбом / [сост. М. Б. Тенцер]. 3-е изд., доп. Тула: Борус-Принт, 2017. 419 с. 3 ЦГИА СПб. Ф. 202. Оп. 2. Д. 1261. Л. 101. 4 Галкина Е. Из истории тульской фотографии // Тульский краеведческий альманах. 2003. Вып. 1. С. 66–72. 5 Тула на старой открытке : альбом / [сост. М. Б. Тенцер]. Тула: Борус-Принт, 2017. С. 374–379. 6 Р-въ А. [Ростиславов А. А.]. Старина и открытки // Старые годы. 1912. № 10. С. 38. 7 Чернягин Н. Н. Письмо в редакцию // Фотограф-любитель. 1907. № 8. С. 249. 8 ЦГИА СПб. Ф. 202. Оп. 2. Д. 1644. Л. 32, 36. 9 Подробнее о сотрудничестве А. Н. Павловича с Общиной св. Евгении см.: Мозохи- на Н. А. «Большое путешествие» Анатолия Павловича. К вопросу о бюрократических препонах при видовых фотосъёмках в России конца ХIХ – начала ХХ в. // Филокартия. 2012. № 4 (29). С. 30–33 ; о судьбе А. Н. Павловича см.: Носков А. В. Фотограф А. Н. Павло- вич : биогр. очерк // Жук. 2008. № 4 (19). С. 20–24. 10 Отчёт Этнографического отдела Русского музея имп. Александра III за 1911 год. СПб.: тип. А. Г. Розена, 1912. С. 4. 11 Прокудин-Горский С. М. К читателям // Фотограф-любитель. 1909. № 8. С. 227. 12 ЦГИА СПб. Ф. 202. Оп. 2. Д. 1640. Л. 91 ; Интересно, что ходатайство Общины св. Евгении о фотосъёмках А. Н. Павловича сохранилось и в Государственном архиве Тульской области: Галкина Е. Из истории тульской фотографии // Тул. краевед. альма- нах. 2003. Вып. 1. С. 71. Автор статьи, ссылаясь на архивный документ, по-видимому, не смогла определить личность фотографа, посчитав его местным мастером, так как А. Н. Павлович указан без инициалов и назван просто «фотохудожником». 13 ЦГИА СПб. Ф. 202. Оп. 2. Д. 1641. Л. 2. 14 ЦГИА СПб. Ф. 202. Оп. 2. Д. 1577. Л. 165. 15 ЦГИА СПб. Ф. 202. Оп. 2. Д. 1577. Л. 56об. –57. 16 ЦГИА СПб. Ф. 202. Оп. 2. Д. 1575. Л. 60. 17 ЦГИА СПб. Ф. 202. Оп. 2. Д. 2254. Л. 232. 18 Гордезиани Б. П. О. А. Шарлемань / пер. с груз. Г. Долидзе. Тбилиси: Заря Востока, 1958. С. 11 ; М. В. Нащокина указывает, что «аргусовские» открытки вышли в количестве 10 штук в 1913 году (см.: Нащокина М. В. Художественная открытка русского модерна. М.: Жираф, 2004. С. 460). 19 ЦГИА СПб. Ф. 202. Оп. 2. Д. 2243. Л. 62. 20 ЦГИА СПб. Ф. 202. Оп. 2. Д. 2243. Л. 61.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=