Тульский краеведческий альманах №20 2023 г

27 Í. À. Ìîçîõèíà. Îòêðûòêè ñ âèäàìè Òóëû èçäàíèÿ Îáùèíû ñâ. Åâãåíèè принял на себя В. Я. Курбатов. Организацией установки киосков занимался заведующий изданиями Общины Ф.В. Богданов-Березовский. Если получить снимки Петербурга и окрестностей для Общины, распола- гавшейся в Петербурге, не составляло особого труда, то чтобы в издательском пакете оказались фотографии других местностей России, её сотрудникам при- ходилось прикладывать немало усилий. С расширением изданий она уже не могла довольствоваться редкими снимками, получаемыми нерегулярно в ре- зультате творческих поездок художников. Ей необходимо было получать но- вые виды по мере распродажи уже изданных открыток, то есть достаточно быстро реагировать на требования рынка. В связи с этим руководство издательства обратилось с указанием к продав- щицам собственных киосков на железнодорожных вокзалах и станциях найти в своём городе или населённом пункте фотографов для видовых открыток, причём весьма искусных в своём деле, чтобы их работы могли понравиться сотрудникам издательства. Ф. В. Богданов-Березовский пытался искать мест- ных фотографов самостоятельно. Так, он обращался к своим знакомым, жив- шим в провинции, с просьбой указать, кто занимается любительской фотогра- фией, или даже рекомендовать местных фотографов. Через своих знакомых или уже лично он просил представить Общине интересующие её снимки. Гео- графия переписки заведующего изданиями была широка: Рыбинск, Ярославль, Псков, Ростов, Тамбов, Уральск, Чита, Тихвин, Саратов. Неизвестно, кто дал Ф. В. Богданову-Березовскому адрес тульского фото- графа П. Н. Соборкова, но в июне 1906 г. ему было направлено официальное письмо от имени Общины св. Евгении с просьбой о предоставлении фотогра- фий для публикации их на открытых письмах в связи с открытием киоска на вокзале Тулы 3 . К сожалению, дальнейшей переписки с фотографом не сохранилось, а первые тульские открытки в издании Общины увидели свет только в 1909 г., поэтому нет оснований считать автором их снимков именно П. Н. Соборкова. Но, с другой стороны, в фонде Общины св. Евгении в Цент- ральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга других све- дений об обращении в период между 1906 и 1909 г. к тульским фотографам нет. К сожалению, точная дата открытия киоска в Туле неизвестна. В прак- тике издательства бывали случаи, когда были получены местные снимки, и они долго лежали в издательском пакете, ожидая открытия киоска. Но могло быть и наоборот – киоск задерживался с открытием из-за отсутствия местных видов. Таким образом, авторство первых тульских открыток П. Н. Соборкова издания Общины не может быть ни подтверждено, ни отклонено, поэтому на настоящий момент представляется возможным при описании открытых пи- сем с издательскими номерами № 3405, 3406, 3506–3511 и 3669 указывать его авторство со знаком вопроса (рис. 1–4 и рис. 1, 4, 6 на цветной вклейке). Что же касается личности П. Н. Соборкова, то он не упомянут ни в ста- тье Е. Галкиной «Из истории тульской фотографии» 4 , ни в соответствующем разделе альбома М. Б. Тенцера 5 . Это не удивительно, так как исследователи, работающие в тульских архивах, имеют дело с документами об основании фотоателье, то есть о работе профессиональных фотографов. Что же касается фотографов-любителей, занимавшихся фотосъёмкой как хобби, то следы их деятельности, к сожалению, практически теряются, если в городе не существо- вало местного фотографического общества, в трудах которого можно было бы найти материалы о его деятельности и списочный состав. Таким образом,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=