Тульский краеведческий альманах №20 2023 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 20 • 2023 26 публикации виды этих местностей было не сложно. В это время в издатель- скую комиссию Общины входили художники из объединения «Мир искус- ства», сотрудничавшие с историко-культурным журналом «Художественные сокровища России» и хорошо знакомые со многими выдающимися петербург- скими и московскими видописцами, которых и привлекали к работе. Среди сотрудников издательства, например, был историк искусства В. Я. Курбатов, сам профессионально занимавшийся фотографией; редак- ция также привлекала к сотрудничеству фотографов Л. Ф. Николаевского, И. Н. Александрова, К. К. Кубеша. Их снимки отличались высоким мастерст- вом, удачной передачей двухмерных и трёхмерных произведений искусства, но отправить этих мастеров в творческую командировку по стране по разным причинам было невозможно. Съёмки для видовых открыток производились в прямой зависимости от возможностей их распространения в том или ином регионе. В Санкт-Петер- бурге и Москве у издательства были собственные магазины, кроме того, отк- рытки давались агентам-распространителям на комиссию. Однако внедрить- ся в уже существующую сеть распространения открытых писем в Российской империи Община не могла – выпускаемые ею открытки были недёшевы, по- скольку как благотворительные включали в цену наценку-пожертвование. Поэтому издательство с 1903 г. стало налаживать собственную сеть киосков на железнодорожных вокзалах и иных общественных пространствах. Как только киоск устанавливался в том или ином населённом пункте, сразу же возникала необходимость в местных видах, которые часто спрашивали. Чтобы ликвидировать эту потребность, в 1905 г. Община заключила договор с одним из первых отечественных мастеров цветной фотографии С. М. Про- кудиным-Горским, который за весну, лето и осень совершил большое путе- шествие по Российской империи и осуществлял съёмки исключительно для открыток Красного Креста. Однако он снял не всё, что планировалось и за что он должен был получить оплату, взамен добавил незапланированные снимки, отснятые им ранее в Санкт-Петербургской губернии и Финляндии, а издательство, в свою очередь, находясь на гране банкротства в силу непроду- манной издательской политики художественного лидера А. Н. Бенуа, выпус- ка открыток, посвящённых Русско-японской войне, которые из-за поражения было невозможно распродать, и общей ситуации в типографской отрасли из- за событий Первой русской революции, не могло оплатить услуги фотографа. Хотя С. М. Прокудин-Горский всё-таки отпечатал первые цветные (не раскра- шенные, в отличие от открытых писем других издательств) видовые открыт- ки, Община св. Евгении не стала их издателем, а лишь принимала на комис- сию для распространения, хотя и включила в свои каталоги открытых писем. Интересно, что на тот момент Тулу не планировалось снимать для открыток, и фотограф не побывал в городе ни во время своей поездки 1905 г., ни ранее. В 1906 г. не только издательство оказалось на грани ликвидации, но и сама Община, и даже весь Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сёстрах Красного Креста. В связи с этим Российское общество Красного Крес- та ввело внешний контроль за работой издательства, а его глава А. Н. Бе- нуа был отстранён от руководства. Чтобы оплатить долги по изданиям, было решено временно приостановить выпуск художественных и исторических открыток и обратиться к изданию видовых открыток, на которые был посто- янный спрос. Работу по съёмкам видов в Санкт-Петербурге и окрестностях

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=