Тульский краеведческий альманах №20 2023 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 20 • 2023 236 те, а по окончании института до конца дней своих был учителем в 3-й школе, учителем милостию Божией, – и не случайно дочь его, тоже окончившая наш институт, стала учителем русского языка и литературы. Наверное, не стоит перечислять всех. Назову ещё только Майю Артамоно- ву, хрупкую, сильную, весёлую. Она спасла жизнь не одному десятку ране- ных, вынося их с поля боя. Вот такие ребята пришли постигать науку в 1945-м. Мои преподаватели Первая лекция – введение в языкознание. Читает её Михаил Евгеньевич Павловский, старый человек, интеллигент до мозга костей. Он приоткрыл нам дверь в сложнейшую и интереснейшую науку – языкознание. Сам он был влюблён в язык, увлечён тем, что преподавал, любил удивлять нас. Помнит- ся, он, написав букву «в» во всю доску, с хитрой улыбкой спросил: – Какую букву я написал? – Вэ! – заорали мы во все горло. – Большую или маленькую? – Большую! – Ан нет, это маленькая, или строчная, буква, а если я напишу рядышком малюсенькую букву «B» – это будет большая, или заглавная, буква, – и он ве- село рассмеялся вместе с нами своему и нашему «открытию». Преподавала в институте в то время старая гвардия – образованнейшие интеллигентные люди. Михаил Евгеньевич Павловский, о котором я уже го- ворила, Пётр Сергеевич Глаголев (дети священнослужителей), Павел Влади- мирович Шаблиовский, Борис Леонидович Гольдман, Анна Михайловна Новикова, Александр Александрович Брынцев. Особенно хочется сказать о Павле Дмитриевиче Мощанском. Он был деканом факультета русского язы- ка и литературы и вёл у нас латынь. Мы все побаивались его. Не знаю почему, он меня не любил. Училась я хорошо, была Сталинской стипендиаткой, но вот «не взглянулась» я ему... Помню, раздаёт П[авел] Д[митриевич] конт- рольные работы и, пожимая руки, мне кажется (да простит меня покойный Павел Дмитриевич), даже радуясь, провозглашает: «Амбросиева – 2, Пронина – 3, Жарков – 2, Великодворская – 4 (в темноте и головешка светится), Ермако- ва – 3, а потом с улыбкой: Голованова Лида – 4», – её он любил, она была у нас неизменной старостой группы. Боялись мы его, но латынь зубрили и знали. Я до сих пор помню «Памятник» на латинском языке. Другая группа преподавателей – это фронтовики. Всеволод Иванович Крутиков, пришедший в институт после ранения. Красивый, стройный, изящный, он прекрасно танцевал на наших студенческих вечерах, и мы были счастливы, когда он приглашал кого-нибудь из нас на вальс. Всеволод Ивано- вич отлично читал историю СССР и вёл интереснейшие семинары. Оксман Моисей Львович – он пришёл в институт прямо после войны в солдатских ботинках и обмотках и поселился в нашем общежитии на Черниковском. Он был знаком со всеми нашими «удобствами» и очень со- чувственно относился к нам. Великолепно читал М. Л. политэкономию капитализма, всё раскладывал по полочкам (я до сих пор помню форму- лы расширенного и суженного воспроизводства). На экзаменах Моисей Львович страдал от нашего незнания и, кажется, всегда помнил, что «пос» («посредственно») расшифровывается студентами: «пока оставили стипен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=