Тульский краеведческий альманах №20 2023 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 20 • 2023 24 Н. А. Мозохина Открытки с видами Тулы издания Общины св. Евгении В начале ХХ в. благотворительное издательство, открытое при петербург- ской Общине св. Евгении в 1896 г. выпуском конвертов «вместо визита», было одним из крупнейших отечественных издательств открыток с видами городов и местностей России. Открытые письма (как тогда назывались открытки) оно стало выпускать с весны 1898 г., сначала два раза в год к Пасхе и Рождеству, с 1903 г. – регулярно. Поскольку на адресных сторонах открыток в дизайн издательской марки неизменно включался красный крест, а сама Община входила в состав Санкт-Петербургского Попечительного комитета о сёстрах Красного Креста, то часто евгениинские открытые письма называют «открыт- ками Красного Креста». Общиной св. Евгении всего было выпущено 27 открыток с видами и ти- пами Тулы, из которых две были отпечатаны с рисунков художников, а 25 – с фотографических негативов. Если составить отдельный каталог тульских открыток издания Общины, то окажется, что он состоит из двух немного не- равных частей, разделённых друг с другом художественной открыткой рабо- ты Г. К. Лукомского. Первая часть практически полностью, за исключением одной открытки, увидела свет в 1909 г. Вторая же часть снабжена подписью автора снимков и выходила в 1913–1914 гг. Завершает издание ещё одна ху- дожественная открытка работы О. А. Шарлеманя. Полный перечень евгениинских открытых писем опубликован в «Ката- логе открытых писем с видами города Тулы», составленном филокартистом Ю. А. Бардиным 1 . В нём были напечатаны изображения всего пяти открыток, выпущенных Общиной. К сожалению, это издание содержит ряд неточностей. Первая из них касается указания способа печати двух художественных от- крыток, который обозначен у открытки Г. К. Лукомского, как «трёх цветов», а у открытки О. А. Шарлеманя – как «цветная» и «рисованная». Первое откры- тое письмо напечатано способом трёхцветной автотипии, а второе – хромоли- тографией. Понятие «рисованная открытка» обозначает нетиражированный оригинальный рисунок, сделанный на специально предназначенном для ри- сования бланке почтовой карточки. Подобные открытки для рисования выпу- скала и Община св. Евгении, но в данном случае открытое письмо О. А. Шар- леманя (фамилия которого также пропечатана в каталоге с ошибкой – без мягкого знака) всё-таки является тиражной почтовой открыткой. Основной же ошибкой каталога Ю. А. Бардина, на которой хочется заост- рить внимание, является авторство фотографий, обозначенное перед переч- нем открыток и как бы относящееся ко всем открытым письмам, изданным Общиной св. Евгении, принадлежащее петербургскому фотографу А. Н. Пав- ловичу. Действительно, почти у половины открыток он указан автором сним- ков, причём эти открытки имеют большие издательские номера и располо- жены во второй половине списка. На открытых письмах из первой половины списка авторство снимков не указано. Имеется и некоторый временной про- межуток между изданием первого и второго циклов тульских открыток. И в целом изучение истории издательской деятельности Общины св. Евгении

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=