Тульский краеведческий альманах №20 2023 г

195 ÒÈÀÌ: òåððèòîðèÿ âëþáë¸ííîñòè è ðåôëåêñèè ТИАМ: территория влюблённости и рефлексии Тульскому историко-архитектурному музею (ТИАМу) – 25. Возраст для культурной институции сравнительно юный, но уже дающий право и под- водить промежуточные итоги, и говорить о собственной уникальной роли в жизни города, и строить долгосрочные планы. Для ТИАМа, известного своей рефлексивностью, настроем на переоценку старых и поиск новых смыслов, это естественный подход. Напомним, наше издание регулярно публикует мате- риалы, посвящённые происходящим в нём преобразованиям: «Рамочная кон- цепция модернизации экспозиции “Старая тульская аптека”» (№ 13, 2016), «Как это начиналось? Общественное движение “Тульский некрополь” (исто- рия возникновения, деятельность, результаты)» (№ 15, 2018), «Музей о городе и для города: траектория развития» (№ 15, 2018 г.), «Памяти “прозёванного гения”» (текст о новом филиале ТИАМа, музее «Нимфозориум» (№ 18, 2021)). Предсказуемо, что и в знаковый для музея год мы попросили представителей его команды рассказать о ключевых достижениях и перспективах ТИАМа. Директор Лилия Кашенцева: «Хоро- ший музей – это сложный музей» – Своё 25-летие ТИАМ встретил в стату- се популярного и уважаемого музея, способного удивлять и интриговать. Расскажите, слож- но ли жить муниципальному музею в окруже- нии федеральных и региональных брендов? – Сложность даже не в том, что приходит- ся конкурировать с крупными федеральными и областными музеями. У маленьких институ- ций есть своё особое обаяние. Но у музея дол- жен быть образ, понятный и запоминающийся. Представьте себе, что вам нужно приготовить блюдо из несочетающихся ингредиентов. И что- бы блюдо получилось не просто оригинальным, но и съедобным и вкусным. А у вас в наборе: старые кладбища, две бывших аптеки, музей, связанный с войной, дворянская усадьба (и не просто дворянская, она – отчий дом лидера славянофилов), ну и «вишенка на торте» – подкованная блоха. И что с этим делать? При этом у вас нет возмож- ности взять паузу для того, чтобы подумать: вода в кастрюльке кипит, нужно работать и зарабатывать, завоёвывать и удерживать аудиторию. И вот на про- тяжении десяти лет (в июне исполнилось десять лет, как я стала директором музея) мы осмысляем и переосмысляем свою идентичность. Кто мы, что дела- ем, для чего и для кого? И в разные периоды времени ответы на эти вопросы будут неодинаковыми. Сегодня на, казалось бы, простой, но невероятно слож- ный вопрос: «А зачем нужен ваш музей?» я отвечу так: мы работаем для того, чтобы люди, которые к нам пришли, получили нечто такое (новые идеи, зна- ния, надежды, горизонты), что позволит им здесь и сейчас менять свою жизнь и среду обитания к лучшему. У них появится запрос на изменения. Возможно,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=