Тульский краеведческий альманах №20 2023 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 20 • 2023 18 отцов своих» 12 . Описание дома начинается с замечания автора, что здание называют «домом Плахова», однако это несправедливо, так как первым его владельцем были представители рода Лугининых. Далее автор рассужда- ет о красоте «тульского полаццио», приписывая его архитектуру авторству Растрелли и ссылаясь при этом на мнение «знатоков дела» и на сходство с мо- сковским Кремлёвским дворцом. Андреев указывает, что построил дом Мак- сим Лугинин, владелец медных и железных заводов в Оренбургской губернии и полотняной фабрики в Алексинском уезде. Его сыну Николаю Максимови- чу принадлежал практически весь квартал каменных домов, «примыкавших к главному его жилищу, господствовавшему над ними, подобно горе над хол- мами» 13 . В этом месте Андреев делает отступление и под сноской приводит следующий рассказ 14 : «Заметим, кстати, что та же изустная хроника гласит о следующем ро- мантическом происшествии, которому придаёт интерес характеристическая черта времени и драматическая развязка. Во второй половине прошлого сто- летия Ник. Максимович Лугинин более трёх лет жил в Париже единственно для воспитания своей дочери красоты очаровательной. Она не равнодушна была к учителю, родом французу, ремеслом музыканту (что надобно понимать в смысле артиста: иначе и быть не могло). Артист пламенно любил русскую красавицу. Кончилось тем, что они скрылись и обвенчались. Оскорблённый отец немедленно оставил Париж и возвратился в Тулу. Вскоре приехали и тайнобрачные, которые, разумеется, желали испросить себе прощения. Но Ник. Максимович был неумолим, он не только не принял их к себе на глаза, но ещё разлучил молодых силою родительской своей власти. Этого было мало: если верить изустной хронике (а ей верить – не верить – беда!), то мстительный отец заключил несчастную дочь свою в одно из отделений четвёртого этажа, где она, окружённая строгим надзором, провела скорбные дни до окончания процесса, возникшего по тому же предмету. Мы уклоняемся от дальнейших подробностей, слишком, по-видимому, поэтических, в которых преобладает невероятное. Н. М. Лугинин принадлежал к тульским мильо- нерам, жил роскошно, не хуже Демидова, имел знакомства с вельможами, а потому ему было легко завести процесс против брака для него ненавист- ного… Началось дело. Услужливые юристы доказали, как дважды-два-че- тыре, что брак его дочери с иностранцем, совершённый по обряду католиче- ской церкви, без свидетелей и позволения отца, есть брак недействительный; вследствие чего его и расторгнули. Зять с отчаянья застрелился, и разведён- ную дочь своею Лугинин выдал замуж с огромным приданым». Как мы видим, никакого зверства не было. Отец дочь по-своему любил и постарался счастливо, в его понимании, устроить её судьбу. Откуда же взя- лась история о жестоком убийстве? У В. В. Вересаева в сборнике «Невыдуман- ные рассказы о прошлом» 15 есть очень похожая история про ветреную дочь, правда, описывает он не тульских купцов, а московских. Забавно, как эти две истории разных авторов органично сплелись в один сюжет. ПРОКЛЯТЫЙ ДОМ На одной из больших улиц Замоскворечья стоит вычурно-красивый, угрюмо-пёстрый дом. Вот что рассказывают про этот дом. Его выстроил для себя один богатый сибирский золотопромышленник. Заказал архитектору проект, одобрил, заключили договор. В договор промышленник ввёл огром- ную неустойку, если работа не будет закончена к условленному сроку. Всё время при стройке придирался, тормозил, заставлял снова и снова переде-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=