Тульский краеведческий альманах №20 2023 г
Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 20 • 2023 108 ре называли Марией). После неимоверно тяжкого похода в водах Северного Ледовитого океана умерли капитан корабля и его преданная жена. В сентяб- ре 1736 г. Челюскин похоронил чету Прончищевых в устье реки Оленёк. «Сей мыс каменной, приярой...» После гибели В. Прончищева штурман Семён Челюскин стал выполнять обязанности начальника экипажа судна. И проявил незаурядные органи- заторские способности. Во время второй зимовки в Усть-Оленёке он проана- лизировал обстоятельства предыдущих неудачных экспедиций среди льдов. Потом, без малого два года находясь в Якутске, штурман кропотливо зани- мался своим кораблём: был укреплён корпус дубель-шлюпа, утеплены каюты. Челюскин всемерно заботился о матросах и солдатах, составлявших команду «Якуцка». Расселив людей, он часто ходил по квартирам, узнавал нужды под- чинённых. Семён Иванович хорошо понимал, что при возобновлении север- ной экспедиции они будут участвовать в ней этим же составом. И, несомнен- но, успех предприятия будет зависеть только от них самих. Через два года они снова отправились вниз по Лене в район «Ледяного моря». Теперь командиром «Якуцка» был лейтенант Харитон Лаптев. Вновь началась героическая борьба людей со льдами, морозами, туманами суровой Арктики. Дошли лишь до мыса Фаддея – дальше не пустили льды. На сей раз обосновались на зимовку в устье реки Хатанги. А весною 1740 г. геодезист Никифор Чекин и боцманмат Василий Медведев сделали первую попытку сухопутной съёмки морского берега на собачьих упряжках. Челюскин тем временем тщательно готовился к экспедиции. 13 июля вышли в очередной поход. В последний раз штурман управлял своим кораб- лём. Спустя месяц дубель-шлюп затерло дрейфующими льдами вблизи бухты Прончищевой. Было решено оставить «Якуцк» – «токмо бы людей спасти». На лёд сгрузили снаряжение и припасы. Сделав санки-волокуши, погрузили са- мое необходимое и пошли к берегу, преодолевая торосы. Наконец к полудню 16 августа они достигли спасительной суши. Построили две «юрты земляные». «От натуги и худого воздуха» многие заболели и слегли. Но ещё несколько дней штурман Челюскин задействовал измученных людей для переправки на берег оставшегося на льду провианта, вещей, дров. От неимоверных тру- дов и лишений некоторых охватило отчаяние. Матрос Сутормин и солдат Го- дов стали произносить «неистовые слова». В целях поддержания дисципли- ны в экстремальных обстоятельствах Челюскин незамедлительно наказал их «кошками» 16 . Годов говорил с обидой: «Неправильно сие, господин штурман! И другие о том же ропщут. Все мы тут муку претерпеваем» 17 . Но вроде остепе- нился, почувствовав крепкую руку Челюскина. Когда установился зимний путь, потерпевшие кораблекрушение отправи- лись в нелёгкий пеший поход. И только через месяц, пройдя около 700 вёрст, они достигли зимовья на Хатанге. В дороге «претерпевали великую трудность и едва не все одержимы были цынготною болезнию, от которой несколько служителей померло» 18 . 8 ноября 1740 г. наметили план дальнейших дейст- вий. Теперь исследования решили проводить с помощью собачьих упряжек. За 1741 г. партии штурмана С. Челюскина и лейтенанта Х. Лаптева описали берег между устьями рек Пясина и Таймыра. Группа геодезиста Н. Чекина обследовала часть восточного побережья полуострова. Оставался неизучен- ным, как тогда его называли, «Северный Таймурский мыс».
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=