Тульский краеведческий альманах №20 2023 г

11 Ì. Â. Åôèìîâà. Òþëüïà. Ïðàçäíèêè çàðå÷íîé ñòîðîíû Вот какое впечатление произвёл праздник на А. Т. Болотова в 1773 г. «В Туле случилось мне в сей раз видеть мещанское гульбище и довольно изряд- ное, ибо как был тогда самой Троицын день, то превеликое множество людей обоего пола в лучших нарядах, собралось на берег обширного пруда в Чулко- вой слободе и разгуливали в рощице. Там поставлено было множество палаток, и мне сказывали, что гульбище бывает в сей день весьма многонародное» 24 . А вот что сообщает по поводу этого праздника Сахаров: «Прежде в Туле в этот день выходили гулять на тюльпу, где качались на релях, а потом пля- сали и играли в хороводы» 25 . Как видим, тюльпой стали называть не только праздники, но и место их проведения. Ещё хочется обратить внимание, что непременным атрибутом всех праздников были качели (рели – разновидность качелей). Эта праздничая забава в аграрной культуре имела ритуальное зна- чение, считалось, что высота качания магическим образом влияет на буду- щий урожай 26 . В городских условиях смысл этого ритуала исчез, но традиция качаться сохранилась. Уточнить место проведения тюльпы на Троицу и в Духов день помогли дошедшие до нас сведения о строительстве церкви на третьем городском кладбище в Чулковской слободе и связанное с этим предание. Место под кладбище было отведено в 1790 г., а церковь во имя Сошествия Святого Духа разрешено было строить в 1795 г. «Когда церковь была отстроена, преосвя- щенный Мефодий Тульский узнал, что в праздник Сошествия Св. Духа около того места бывает большое народное гулянье, так называемая тюльпа, и, вследствие этого, как говорит предание, а также и “по большому приличию”, переименовал ту церковь во имя Великомученика Димитрия Селунского, церковь освящена в 1801 году» 27 . Так определилось ещё одно место праздничных гуляний на заречной сто- роне (№ 4 на рисунке 2а). Но церковь не могла допустить, чтобы рядом со святым храмом проходи- ли шумные гуляния и забавы, поэтому они были перенесены за город. Этому же способствовала подступавшая всё ближе к этому месту жилая застройка. Уже в 1808 г. гуляния в Троицын день проходили «за Чулковою слободою под Щегловскою засекою» 28 . Здесь же, по сведениям Сахарова, проводились и ивановские гуляния 29 . Речь идёт о старинном празднике летнего солнце- стояния, называемом в народе Иван Купала, который совпадает с церковным праздником Рождества Иоанна Предтечи (24 июня (7 июля)). Можно заметить, что в XVIII в. места гуляний находились в непосредст- венной близости от жилых слобод, были частью городского пространства, но уже в начале XIX в. их удаляли всё дальше от города. Чтобы попасть на празд- ник, надо было преодолеть расстояние в несколько вёрст. Тем не менее это не было непреодолимой преградой, и ещё долгое время в Щегловскую засеку устремлялись желающие провести праздник на природе. Для многих интерес к празднику усиливался проводимыми здесь винными выставками. Любовь к горячительным напиткам впоследствии стала главной причиной того, что туляки лишились и этого места гуляния. По просьбе епископа Тульского и Белевского Мефодия в 1800 г. в Щег- ловской засеке была выделена земля для строительства архиерейского дома 30 . К 1810 г. там был выстроен загородный дом-дача. В окрестностях дачи проходили гуляния туляков. «Многие из невоздержных в употреблении вина стекаются два раза в лето из г. Тулы в рощу при загородном архиерейском

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=